Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Понедельник, 18.12.2017, 08:13
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Статьи

    Светлый художник. К столетию со дня рождения В.А.Серова. Газета "Известия", 19 января 1965 года
    [ Скачать с сервера (304.2Kb) ] 11.03.2011, 09:29
    Статья о СеровеСВЕТЛЫЙ ХУДОЖНИК
    К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ  РОЖДЕНИЯ  В.А.СЕРОВА
    Газета "Известия", 19 января 1965 года

    «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования», — так писал про живопись Серова Репин. И не это ли свойство всякого великого художника, который всегда открывает и всегда современен, как современен Пушкин, Чехов...

    Первый шедевр Серова — портрет Веры Саввишны Мамонтовой, известный юд названием «Девочка с персиками», —  это уже жизнь на века. Русская живопись до сих пор не знала такого светоносного портрета-картины. Здесь каждое прикосновение кисти выражает содержательную    правду самой живописи, таящуюся  в натуре и вскрываемую особой магией видения, переводом правды натуры на язык искусства живописи.  Приступая к этому портрету, 22-летний Серов был уже во всеоружии всех средств живописи. Продолжением этого его поиска явился портрет двоюродной сестры Серова, Маши Симонович — «Девушки, освещенной солнцем». 

    «Девушка, освещенная солнцем»,— на мой взгляд, самое выдающееся произведение живописи в Третьяковской галерее. Это гимн живописи, гимн солнечной природе, гимн человеку. Во всей русской живописи я не видел столь изумительно написанных глаз. Всякий раз, когда мы в жизни встречаем такие женские глаза, мы думаем: вот если бы Серов написал такое лицо.

    Валентин Александрович Серов принадлежал к числу тех художников, которым «подвластны» любые жанры. Он был и превосходный пейзажист, и исторический живописец, и анималист. Серов не любил, когда его считали только портретистом. Про себя он говорил: «Я художник». Но тем не менее, он был прежде всего портретист, и притом величайший портретист конца XIX и начала XX вв.

    Со мною был случай убедиться в изумительном искусстве Серова-портретиста. В 1910 или 1911 году в выставочном помещении школы живописи, не помню, на какой выставке Союза русских художников или «Мира искусства», меня поразил портрет М.А.Морозова - коллекционера западной живописи, написанный Серовым на фоне натюрморта Матисса. Поразил он меня своей особенной жизнью. Я долго стоял изумленный характеристикой человека, стараясь разгадать, почему, в силу каких причин, какого художественного подтекста он так действен. Наконец, оторвавшись от магии и чар этого изумительного портрета, иду дальше по залу, и навстречу мне идет сам оригинал. Изумлению моему не было границ. Это не только было поразительно похоже, но гораздо больше. Принимайте, как хотите, может быть, как парадокс: у Серова он был более похож, чем был в действительности. У Серова он интереснее. Слово интереснее может быть понято в широком смысле, то есть в том смысле, когда в процессе обобщения, то есть в выявлении «главного», художник опускает второстепенное и главное, то есть сущность человека, его стиль, выявляется особенно выразительно.

    Говорить о Серове — значит говорить о совершенстве. Ему, как художнику, природа отпустила прежде всего художественный ум, редкую способность видеть в природе скрытые возможности к рождению нового и обнажать их в неожиданной, всегда новой форме. Кажется, как будто муза живописи подарила ему компас и сказала: пускайся смело в свое художественное плавание по житейскому морю и ты будешь всегда открывать новое, только будь искренен.

    Серов рисовал портреты, иллюстрировал произведения Пушкина, Некрасова, Крылова. Творческие интересы и возможности Валентина Серова были очень широки. Он работал в различных жанрах. И всюду он открыл новые пути, сказал свое, новое слово.

    Мне хочется особо сказать о серовском портрете Максима Горького. Особой революционной романтикой и близостью овеяны отношения Серова и Горького. Символично, что Серов пишет этот портрет в канун событий 1905 года.

    Портрет Горького — это образ грядущей революции.

    «Глубочайший реалист,— говорил про Серова Горький,— и в то же время стилист, каких мало... Очень любил я Серова: крепкий он был человечина и художник отменный!». Насколько крепкий он был «человечина», показали события 1905 года.

    Расстрел безоружного народа 9 января 1905 года, очевидцем которого был Серов, вызвал в нем глубокое возмущение, и он имел смелость громко высказать свое негодование.

    Вместе с художником В.Д.Поленовым Серов обратился к собранию Императорской академии художеств с письмом, которое там даже не решались огласить, и оба художника в знак протеста вышли из состава действительных членов академии.

    Революция 1905 года нашла отклик и в творчестве художника. Его честность и безусловная смелость проявились в великолепных сатирических рисунках «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?», «После усмирения», эскизе «Похороны Баумана».

    Жизнь Серова оборвалась рано. В 1911 году Москва скорбно прощалась о художником. Но Серов жив, он наш современник и с каждым поколением будет уходить в будущее, как гордость и счастье человечества, как гений, рожденный для вечной жизни.


    В. ИОГАНСОН
    народный художник СССР, первый секретарь правления Союза художников СССР.


    Категория: Статьи | Добавил: publikat | Теги: Известия, юбилей, Иогансон, серов
    Просмотров: 1336 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено