Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Воскресенье, 19.11.2017, 10:02
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Статьи

    Поль Гоген (1848-1903)
    07.12.2011, 12:03
    Фото: Поль Гоген, 1891Поль Гоген

    "Хочу установить право отваживаться на все"
    Поль Гоген


    Поль Гоген лучше, чем кто-либо другой, подвел итог своей судьбе и своему творчеству: „Я великий художник и знаю об этом, поскольку это так. Я претерпел многое. (...) Мой творческий центр находится в мозгу, а не где-либо в другом месте. Я силен, поскольку никто и нигде не сбивал меня с пути, который я избрал, и остаюсь верным тому, что во мне есть".

    Эжен Генри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его мать, Алин-Мари Шазаль, была дочерью Флоры Тристан (1803—1844), известной французской писательницы, социалистки и анархистки. Отец Поля, Кловис Гоген, был закоренелым республиканцем, политическим обозревателем журнала "Насьональ".

    Предчувствуя государственный переворот 1852 года, Кловис принял решение уехать в Перу, чтобы основать в Лиме свой журнал. Маленькому Полю едва исполнился год, когда 8 августа 1849 года его увозят на корабле, уходящем из Гавра. 30 октября в Порт-Фамине, в Патагонии в результате разрыва аневризмы умирает отец мальчика. Алин Гоген с двумя детьми, Полем и его старшей сестрой Мари, находит пристанище у дальнего родственника дона Пио де Тристан Москосо в Лиме. Через пять лет, в августе 1854 года, семья возвращается во Францию и обосновывается в Орлеане, где Поль вскоре пойдет в школу.

    Первые путешествия

    6 декабря 1865 года Поль Гоген нанялся учеником лоцмана на борт "Лузитано", трехмачтового торгового судна, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро. 27 октября 1866 года, уже в чине лейтенанта, Гоген отправляется в 13-месячный рейс вокруг света на корабле "Чили". В Индии его застает тяжелое известие: 7 июля 1867 года в Париже умерла его мать.

    С 3 мая 1868 года но 23 апреля 1871 года Поль проходит военную службу на борту боевого корвета "Джером Наполеон". После ее окончания молодым моряком нанялся его юридический опекун, финансист Гюстав Ароза, большой ценитель искусства и коллекционер картин импрессионистов. Благодаря связям Ароза Гоген устраивается маклером на биржу к Полю Бертену. Там он знакомится с художником Эмилем Шуффенекером (1851 — 1934), вместе с которым он будет рисовать и писать. Вскоре появляются первые эскизы Гогена. В декабре 1872 года Гоген встречает Метте Софи Гад, молодую датчанку из хорошей семьи. Их брак был заключен 22 ноября 1873 года. На протяжении следующих десяти лет у них родилось пятеро детей: Эмиль, Алина, Кловис, Жан-Рене и Поль.

    Поль Гоген: Женщина с цветком георгинаРождение направления

    1874 год оказался переломным в жизни Гогена. Ему двадцать шесть лет. Начинается постижение живописного ремесла, приходит время художественных поисков. Гоген записывается в мастерскую Коларосси, где постигает азы рисования с натуры. Как раз в это время состоялась Первая выставка импрессионистов. Гоген открывает для себя импрессионизм. Он полон восхищения и покупает много картин (работа на бирже приносит хорошие доходы, и Гоген может себе это позволить).

    В 1876 году Гоген выставляет свою первую картину на Салоне — ежегодной парижской выставке. Гогена замечает "патриарх" импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903), о котором Поль в конце жизни напишет: "Он был одним из моих учителей, и от этого я не отрекаюсь".

    Не удовлетворенный академическим обучением живописи. Гоген начинает изучать творчество таких художников, как Коро, Курбе, Делакруа, Сезанн и Дега. Он экспериментирует с различными техниками, а с 1886 года большое внимание уделяет керамике. С начала 1879 года Гогена приглашают участвовать в выставках импрессионистов: коллекционера картин начали всерьез воспринимать как художника. Лето этого года он проводит в Понтуазе у Писсарро, который вдохновляет ученика на написание сельских пейзажей. Благодаря Писсарро Гоген знакомится с Эдгаром Дега (1834—1917), чье творчество тоже приводит его в восхищение: "Дега и своим талантом и своим поведением являет редкий пример того, каким должен быть художник..."

    В 1881 году Гоген знакомится с Сезанном (1839—1906), с которым быстро находит общий язык. 1883 год обозначает новый этап в жизни Гогена. Из-за сложной финансовой ситуации в стране он теряет свое место на бирже и... решает полностью посвятить себя живописи, надеясь, что преуспеет в ней так же быстро, как в свое время на бирже. Увы, эти надежды скоро потерпят крах...

    Осенью 1883 года Гоген с семьей (к тому времени у него пятеро детей) переезжает из Парижа в Руан, где жизнь дешевле. Сбережения бывшего биржевого маклера разлетаются за полгода. После десятилетия процветания наступают годы нищеты. Метте не выдерживает и уезжает с детьми в Копенгаген, к своим родителям. Гоген мучительно ищет выход из сложившегося положения и не находит его. Выставка его картин терпит неудачу. Поездка в Копенгаген приводит к разрыву с семьей. Родители жены проклинают его. Метте начинает распродавать собранную Гогеном коллекцию импрессионистов...

    Четверо детей остаются с Метте, а средний сын Кловис, не пожелавший расставаться с отцом, вместе с Гогеном возвращается в Париж. Позднее Поль с болью напишет: "Ненавижу Данию".

    Наступает зима. У Гогена нет денег ни на краски, ни на еду, ни на лекарства для часто болеющего сына. Чтобы хоть немного заработать, он расклеивает афиши. Художник в отчаянии, но, несмотря ни на что, он продолжает верить в свой талант. Весной 1886 года девятнадцать работ Гогена были выставлены на Восьмой и последней выставке импрессионистов.

    Фото: Гоген с сыном и дочерьюСтремление к независимости

    Гогену становится тесно в рамках учения Писсарро. Он собирается отдалиться и от "нагромождающих мелкие точечки молодых химиков", как злорадно называют Синьяка (1863—1935) и Сёра (1859—1891).

    Лето 1886 года он проводит в Бретани, в Понт-Авене, маленьком городке, в котором обосновалась группа независимых художников, в основном англичан и американцев. Здесь он наконец может отойти от парижских влияний. Атмосфера, пейзаж, люди — все здесь жесткое и непосредственное. Этого, собственно, Гоген и ожидал: "Я люблю Бретань, я нахожу здесь дикое, примитивное. Когда мои деревянные башмаки стучат по здешнему граниту, я слышу глухой, невнятный и мощный звук, которого ищу в живописи", — пишет он Шуффенекеру.

    Материальные трудности и погоня за независимостью толкают Гогена на новое путешествие: весной 1887 года он едет на строительство Панамского канала. "Как художник, я становлюсь с каждым днем все более известным, тем не менее остаюсь иногда по три дня без еды; это разрушает не только мое здоровье, но и мою энергию. Последнюю я хотел бы восстановить, и я уезжаю в Панаму, чтобы жить там дикарем", пишет он Метте.

    Климат Панамы оказывается для Гогена неблагоприятным. Он заболевает дизентерией и малярией. Придя в себя, Гоген перебирается на Мартинику, где остается до ноября, и вдохновенно пишет несколько готических пейзажей.

    Зимой в Париже происходит первая распродажа картин Гогена. Тогда же он встречается с Винсентом и Тео Ван Гогами. Тео покупает у Гогена несколько картин, в том числе большое мартиникское полотно „В манговой роще". Получив деньги, Гоген вновь отправляется в Бретань. Вместе с Эмилем Бернаром (1868—1941) — художником, с которым он познакомится во время своего первого пребывания в Бретани, — он закладывает основы синтетизма, состоящего в использовании монолитных цветовых пятен, подчеркиваемых выразительным, четко обведенным контуром.

    Гоген: Портрет яванки АннахВ том же 1888 году парижская галерея Буссо и Валлотон организует первую персональную выставку Гогена. Молодое поколение начинает видеть в нем мастера символизма. Когда в октябре Гоген возвращается в Понт-Авен, двадцатилетний Серюзье (1864—1927) пишет под его руководством "Талисман", первое произведение группы "наби".

    23 октября 1888 года Гоген приезжает в Арль, к Ван Гогу (1853—1890), с которым он познакомился двумя годами раньше. Властный, категоричный Гоген и подверженный болезненным перепадам настроения Винсент... Будучи вначале очень сердечными, отношения между художниками быстро ухудшаются. 23 декабря, накануне рождества, после ссоры с Гогеном Винсент Ван Гог отрезает себе ухо. Гоген возвращается в Париж. На этом отношения двух великих художников не прервались: они переписывались вплоть до самоубийства Винсента.

    В 1889 году во время Всемирной выставки в Париже официальное жюри отказывает Моне и его друзьям вправе выставлять свои картины в павильоне искусств. В ответ художники организуют выставку группы импрессионистов и синтетистов в кафе Вольпини, где экспонируются и полотна Гогена.

    Весной Гоген третий раз прибывает в Бретань. Это его пребывание будет самым продолжительным. За исключением нескольких коротких выездов в Париж Гоген живет в Бретани с апреля 1889 года по ноябрь 1890 года. На этот раз он задерживается в Ле Пульдю, маленьком рыбацком порту недалеко от Порт-Авена. Здесь он создает целую серию ярких и самобытных полотен. Гоген уверен, что нашел свою дорогу, развивает пластическое видение и работает над усовершенствованием собственной техники.

    Мастерская в тропиках

    Несмотря на неудачную поездку на Маринику, Гоген мечтает о теплых странах. "Я организую мастерскую в тропиках, — пишет он Бернару. - Все, кто захочет, могут приезжать ко мне". Выбор художника надает на Таити — землю "экстаза, спокойствия и искусства". В феврале 1891 года в отеле Друо происходит публичная распродажа картин Гогена, позволившая ему собрать деньги для поездки. Затем Гоген наносит последний визит жене и детям в Копенгаген и 4 апреля собирает друзей на прощальном банкете в кафе "Вольтер" в Париже.

    Гоген садится на корабль, плывущий в направлении Нумеи. Впереди — двухмесячное путешествие и новая жизнь... 9 июня 1891 года Гоген прибывает в порт Папеэте на Таити. Ничем не примечательный город с домами, крытыми железом, разочаровывает художника. Местные колонисты встречают его холодно, заказов на портреты нет... В сентябре он уезжает из Папеэте в туземную деревушку Матаиеа — одно из самых красивых мест на Таити, Весной Гоген высылает в Париж полотно "Женщина с цветком" ("Vahine no to tiare"), которое будет выставлено в галерее Буссо и Валлатон. Если не принимать во внимание отсутствие средств к существованию и плохое состояние здоровья Гогена, 1892 год является одним из наиболее плодотворных в его творчестве: менее чем за два года он пишет около 80 полотен. Год спустя, чувствуя себя "на пределе возможностей", Гоген без гроша в кармане возвращается во Францию.

    Таитянка. Гравюра по рисунку ГогенаПарижская выставка

    1 сентября 1893 года Гоген прибывает в Париж. Благодаря полученному от орлеанского дяди наследству он арендует мастерскую на улице Верцингеторикс на Монпарнасе и организует в ней знаменитые "четверги Гогена". Вечерами сюда сходятся художники, и Гоген читает им фрагменты иллюстрированной книги „Ноа Ноа", которую он пишет. В ноябре в галерее Дюран-Рюэля Гоген выставляет сорок одну таитянскую работу, три картины, созданные в Бретани, и несколько гравюр по дереву. Выставка вызвала большой интерес публики, но с коммерческой точки зрения провалилась. Триумфального возвращения на родину не получилось. После короткого путешествия в Бельгию и шестимесячного пребывания в Порт-Авене Гоген решает снова поехать в Океанию. 28 июня 1895 года он покидает Францию, чтобы уже никогда не вернуться...

    Снова в Океании

    Таити все более европеизируется и утрачивает черты дикого рая, о котором мечтал Гоген. Он болеет, воспоминания о поездке в Париж наполняют его горечью: "До чего я дошел? До полного поражения... Я самый настоящий неудачник", — пишет он Монфреду в апреле 1896 года.

    В 1897 году Гоген получает известие о том, что в Копенгагене от пневмонии умерла его любимая дочь Алина. Это повергает его в глубокую депрессию. Тем не менее, в этот период он создает множество подлинных шедевров, в том числе — картину, считающуюся художественным завещанием Гогена: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?". Художник пишет это полотно, замышляя самоубийство: "...Ничего лучше и
    ничего подобного я никогда не напишу. Я вложил в него, перед смертью, всю свою энергию, всю страсть..." Шедевр был куплен в Париже вместе с другими восемью полотнами художника всего за... тысячу франков. Больной и нуждающийся, Гоген подрабатывает журналистикой в местной сатирической газете „Осы", а также основывает собственную газету „Улыбка", выступающую в защиту туземцев и остро нападающую на власть.

    В сентябре 1901 года Гоген переезжает на Маркизы, в Атуону на острове Хива-Хоа. Он берет в „жены" молодую местную девушку, которая также становится его натурщицей, и строит хижину — „Дом наслаждений". Здесь Гоген проведет последние полтора года жизни. Он занимается живописью и скульптурой, продолжает работать журналистом, пишет рассказы, вступает в непрерывные конфликты с властями и представителями католической миссии — и постепенно теряет силы.

    Художник, свято веривший в свою гениальность, разминулся с всемирной славой совсем чуть-чуть; галерея Воллар в Париже организует грандиозную выставку из пятидесяти картин и двадцати семи рисунков Гогена, осенний Художественный Салон посвящает ему целый зал... Но Гогена уже нет в живых: 8 мая 1903 года он умирает.




    Иллюстрации:

    Фотография: Гоген, 1891
    Фотография была сделана незадолго перед отъездом Гогена на Таити. Его вид, взгляд, поза — все
    свидетельствует об открытии новых горизонтов

    Фотография: Гоген с сыном и дочерью
    Фотография представляет Гогена в обществе двоих его детей: этот снимок был сделан во время последнего пребывания Гогена в Копенгагене. С левой стороны художника сын Эмиль, а справа — его любимый ребенок, единственная дочь, для которой он напишет свою „Тетрадь для Алины"

    Поль Гоген: Женщина с цветком георгина 1891; 70,5x46,5см
    Глиптотека, Копенгаген
    Эта картина, датированная 1891 годом, — портрет тринадцатилетней Техааманы, первой таитянки, согласившейся позировать художнику после его прибытия на Таити, впоследствии — подруги и музы Гогена

    Поль Гоген: Портрет яванки Аннах 1894; 116x81 см
    Частная коллекция, Лондон
    Аннах была подругой Гогена с конца 1893 года до ноября 1894 года; приехала с ним в Париж


    Автор: Марк Дюпети
    Великие художники. Часть 3. Поль Гоген. Киев, 2003. с.3-7

    Категория: Статьи | Добавил: publikat
    Просмотров: 3019 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено