Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Понедельник, 18.12.2017, 08:12
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Статьи

    Мане, или Современность традиции
    06.12.2011, 04:07
    "Именно искренность придает произведениям характер, делающий
    их похожими на протест, в то время как художник только стремился
    выразить свои ощущения"
    Мане

    Веласкес. Менины
    Мане — это живой парадокс. Он был одновременно самым современным художником своей эпохи и тем, кто наиболее часто соревновался в технике со старыми мастерами. Можно сказать, что Мане строил свою радикальную, полную свободы концепцию на глубоком знании традиции. Поэтому писатель Жорж Батай, размышляя о феномене Мане, вопрошал: "Не является ли традиция воплощением неограниченной свободы?"

    Войны Мане
    С 1859 года, с того моментa, когда жюри Салона отвергло "Любителя абсента", и вплоть до последних лет жизни Мане непреклонно противостоял окружавшей его враждебности. Сначала было неприятие семьи ("...каждый исключительный человек должен разочаровать своих родственников, чтобы не быть их продолжением..." — отметил он когда-то), позже — неприятие первым учителем, Тома Кутюром, и, наконец, откровенная враждебность жюри, критиков и общественности.

    Когда Мане не досаждала цензура, его преследовали более изощренные оскорбления. Нередко даже в тех случаях, когда ему удавалось побороть предвзятость жюри Салона, его полотна все равно вывешивали так высоко, что их было трудно увидеть. Например, "Олимпия" после вызванного ею скандала была перевешена на такую высоту, где не размещали даже самых худших художников. Правда, следует заметить, что такая злокозненность организаторов выставки спасла картину от уничтожения возмущенными зрителями.

    Почему же, несмотря на частые отказы, унизительные выставочные места, грубую реакцию общественности и безжалостную критику, Мане не переставал выставлять свои картины в Салон? По тем же причинам, из-за которых он продолжал писать! В его глазах Салон был местом борьбы за идеи. Избегать противостояния в его глазах означало оставить живопись в добычу всем тем, кто хотел любой ценой подчинить себе искусство.

    Живая традиция
    Причины окружавшей Мане исключительной в истории искусства неприязни трудны для понимания. Почему защитники академизма не приняли Мане? Потому что Мане, также как и они (в отличие, к примеру, от Моне), соотносил себя с традицией великих мастеров, картины которых он изучал в Лувре и других великих музеях. Проблема состояла в том, что на самом деле "академиков" и Мане объединяло увлечение искусством прошедших веков, но творчество Мане жило традицией и развивалось, в то время когда академические художники задыхались в ней и распространяли устаревшие взгляды. Мане мог бы сказать о себе то же, что и Курбе (1819—1877): "Я измерил традицию, как хороший пловец
    — реку; академики же в ней тонут". 

    Клод Моне в своей лодке-мастерской
    Новаторство Мане состояло в осмысленной интерпретации классиков и в том, чтобы сделать традицию современной. Волей случая двумя картинами нового направления, возбудившими наибольшую критику, оказались "Олимпия" и "Завтрак на траве". Обе привнесли в современность известные классические темы. "Завтрак на траве" является ответом на "Сельский концерт" Джорджоне, а прототипом "Олимпии" был "Сад Париса" Рафаэля и "Венера Урбинская" Тициана, которую Мане копировал во время пребывания во Флоренции. При жизни художника публика не понимала этих работ и видела в них лишь попытку насмешки над старыми мастерами. Полотна Мане будут признаны гениальными только спустя десятки лет.

    Подбор цветов, обобщенные силуэты, отсутствие подробного светотеневого моделирования имеют свой источник в творчестве великих испанцев, в частности Гойи. Вся история творчества Мане свидетельствует о его настойчивом стремлении вписаться в традицию, несмотря на глубокое новаторство, привнесенное им в живопись.

    Мане и импрессионисты
    Поль Сезанн (1839—1906), Клод Моне (1840—1926), Берта Моризо (1841 —1895) и Огюст Ренуар (1841 — 1919) быстро поняли, что предлагаемый Мане метод обновления традиций классиков может составить многообещающую альтернативу закоснелым академичееким взглядам, которые пропагандировала парижская Академия изящных искусств и собравшиеся вокруг нее второстепенные художники. Мане, который был старше них всего на 10 лет, стал первопроходцем, указывающим путь и предлагающим новое видение, новый метод и стиль. Как говорил Ренуар, "у него лучше всех получилось отобразить в своих картинах тот идеал, к которому все мы стремились".

    Эдуард Мане. Нона.
    В шестидесятые годы будущие импрессионисты специально собирались в кафе "Гербуа", чтобы поговорить с Мане об искусстве. Его мнения и высказывания о живописи пробуждали энтузиазм молодых художников. "Какими же интересными были эти продолжительные разговоры и противостояния взглядов. С каждым разом они придавали нам сил и веры в себя, проясняли мысли..." — спустя годы вспоминал Моне.

    По словам молодых художников, самой существенной у Мане была его художественная спонтанность. "Художник должен быть спонтанным. Это самое точное слово. Необходимо переводить то, что чувствуешь, на язык живописи, но переводить тщательно, немедленно и без сомнения", — утверждал Мане.

    Импрессионисты признавали Мане своим предвестником, но выбрали собственный путь. Мане не стал заложником ни импрессионизма, ни какой-либо другой школы или направления. Большинство импрессионисгов прежде всего интересовалось пейзажем. Они рисовали на пленэре и ставили своей главной целью отображение красивых видов с помощью мелких мазков, не вдаваясь в детализацию и придавая полотну однородную фактуру. В то же время Мане — художник, творивший в мастерской, а его картины, как правило, характеризовала ритмическая игра контрастов, света и тени.

    Парадоксально то, что Мане, будучи старше возрастом и более опытным, все же пришел к импрессионизму. Начиная с лета 1874 года, в Аржантее возле Моне он пробовал рисовать на природе: его палитра посветлела, а мазки стали более легкими, Впрочем, несмотря на влияние, которое оказала на него импрессионистическая техника, Мане сохранил привязанность к портретному жанру, который он предпочитал пейзажу.
    Портреты на фоне природы были своего рода компромиссом. Красноречивым примером таких усилий являются полотна "Семья Моне в саду" и „Аржантей".

    Мане, заботясь о своей независимости, никогда не принимал участия в выставках импрессионистов, но всегда защищал коллег. После его смерти импрессионисты сделали все возможное, чтобы "Олимпия" была помещена в Лувр. Мане одержал победу и оказался среди старых мастеров, оставаясь столь же актуальным, как и те традиции, которые он продолжал своим революционным методом. Анри Матисс так комментировал "Мертвого тореадора": "Это одна из самых Красивых картин Мане. Я видел ее в Филадельфии в коллекции Вайдемера, среди гениальных произведений разных эпох, между Рембрантом и Рубенсом, и я был восхищен, как прекрасно он сочетался с соседними мастерами (...). Воистину великий художник смог выработать собственные, характерные для него черты, чтобы пластически выразить свою эстетическую концепцию. Мане нашел свое призвание". Этим все сказано: Мане навечно вписал свое имя в историю живописи, продолжая традиции своих великих предшественников.

    Фантен Латур: В честь Делакруа
    Вдохновляющий Мане
    Творчество Эдуарда Мане с самого начала было пронизано духом освобождения от пут косного и прекратившего развиваться академизма. Поэтому вся современная живопись фактически основывается на уроках, данных автором знаменитой "Олимпии". Клод Моне и Анри Матисс, Огюст Ренуар и Пабло Пикассо. Поль Сезанн и Поль Гоген — все эти художники в разные моменты своего творчества обращались к произведениям Эдуарда Мане и брали с них пример, выражая в своих комментариях дань признательности великому мастеру.

    Поль Сезанн в семидесятых годах написал две версии "Современной Олимпии", которую одни критики восприняли как карикатуру на знаменитую работу Мане, а другие — как знак уважения и восхищения. Через несколько лет этот же скандально известный сюжет использует Поль Гоген (1848-1903) в картине "Королева". Это полотно Гогена купил Эдгар Дега — и хранил его до конца жизни.

    Дега: Портрет Эдуарда Мане
    В 1903 году молодой Пабло Пикассо, также как и многие другие художники, поддался увлечению творчеством Мане и сделал пародию на "Олимпию" (рисунок пером и цветным карандашом). Годы спустя он — уже будучи всемирно известным автором "Авиньонских девиц" — выполнил целую серию вариаций на тему "Завтрака на траве". Матисс, в свою очередь, всегда подчеркивал, что использование им черного как цвета, „столь же ценного с точки зрения живописи, как и все остальные", сложилось благодаря Мане и его характерному методу
    "создания света при помощи черного цвета" (Писсарро).

    Автор: Марк Дюпети
    Великие художники. Часть 5. Эдуард Мане. Киев, 2003. с.28-31

    Иллюстрации:
    Веласкес: Менины 1656; 318x376 см
    Прадо, Мадрид
    В 1865 году Мане совершил путешествие в Испанию, во время которого зародилось его увлечение Веласкесом

    Эдуард Мане: Клод Моне в своей лодке-мастерской 1874; 80x98 см
    Нойе, Пинакотек
    Мюнхен
    Мане нарисовал портрет своего друга-импрессиониста Клода Моне в лодке, которая спужила ему мастерской в Аржантее

    Эдуард Мане: Нана 1877; 150x116 см
    Гамбургская картинная галерея, 
    Гамбург
    Картина, воспринятая как аморальная, была отвергнута жюри Салона в 1877 году. Так как и одноименная повесть Эмиля Золя, полотно стало объектом насмешливых высказываний критиков

    Поль Гоген: Королева 1896; 97x130 см
    Эрмитаж, 
    Санкт-Петербург
    "Королева" является откликом на "Олимпию" Мане, которую Гоген копировал несколькими годами ранее

    Гоген: Королева
    Фантен-Латур: В честь Делакруа 1864;
    Лувр, Париж
    На этой картине, написанной в годовщину смерти Делакруа, Фатен-Латур изобразил в числе прочих Мане (стоит справа от портрета мэтра), Унстлера (слева от портрета), поэта Бодлера (внизу справа) и себя (сидит в белой рубашке)

    Дега: Портрет Эдуарда Мане
    Музей д'Орсэ, Париж
    Дега был одним из самых близких друзей Мане. Оба художника происходили из зажиточных городских семей

    Категория: Статьи | Добавил: publikat | Теги: марк дюпети, Клод Моне, Фантен-Латур, Нона, эдуард мане, королева, Дега, Веласкес, Менины, Гоген
    Просмотров: 1934 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено