Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Пятница, 22.09.2017, 07:23
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    И.Пикулев. Борис Михайлович Кустодиев 1878—1927. «Искусство», Москва 1951, 40 с. Часть 1.
    20.03.2011, 11:43

    Кустодиев. ОбложкаИ.ПИКУЛЕВ
     
     
    БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
    КУСТОДИЕВ
    1878—1927
     

     
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ИЗДАТЕЛЬСТВО
    «ИСКУССТВО» Москва 1951


    Часть 1:
     
    Произведения Бориса Михайловича Кустодиева, посвященные жизни и быту уездных городов и деревень России, всегда вызывали противоречивые мнения. Представители официального направления в дореволюционном искусстве называли работы Кустодиева «лубочными». Эстетствующие гурманы осыпали художника упреками в том, что он якобы никак не может «выбраться из фотографии» и «оглядывается на передвижников». Вульгарные социологи ставили крест на всем наследии Кустодиева, объявляя художника певцом «купецко-кулацкого» семейного уклада. Критики-объективисты предоставляли будущим поколениям решать проблемы познавательной ценности произведений Кустодиева. Однако абсолютно бесспорным оставался и остается тот факт, что глубоко содержательное искусство Кустодиева оставило значительный след в истории предреволюционной и советской живописи и графики.

    Академическую школу Кустодиев прошел у И. Е. Репина. Именно Репин научил молодого художника видеть прекрасное в обыденном, укрепил в нем любовь к простой, здоровой народной жизни. Несмотря на то, что позднее Кустодиев не избежал влияния со стороны эстетской группы «Мир искусства», он никогда не порывал с реализмом. Не случайно после Великой Октябрьской социалистической революции Кустодиев оказался среди художников, стремившихся запечатлеть великие события, свидетелями которых они были.

    Проявив себя во всех областях изобразительного искусства — в станковой и театрально-декоративной живописи, в графике и скульптуре, — Кустодиев в своих лучших работах сумел показать красоту русской архитектуры и поэтичность русского пейзажа. Он стремился вложить общественный смысл в свои произведения, посвященные изображению русского народного быта.

    Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Его отец, преподаватель русского языка и литературы, умер очень рано, в то время, когда будущему художнику исполнилось всего лишь полтора года, а мать на свою небольшую пенсию еле сводила концы с концами. Для того чтобы прокормить четырех детей и старую няню, Екатерина Прохоровна Кустодиева была вынуждена брать заказы на вышивание, играть на рояле на вечерах у местных воротил. Кустодиевы снимали флигель во дворе у одного из крупных торговцев — Догадина; последний был не только человек делового размаха, но и любитель сытой и широкой жизни. Семейные праздники в его доме чередовались с религиозными, встречи по заключению контрактов оканчивались попойками. Приготовления к ним проходили нарочито напоказ, с явной целью произвести впечатление на жителей города и перебить заказчика у конкурентов.

    Кустодиев. Утро.Весь день на дворе у Догадина суетились повара, прислуга, кучера, толкались разносчики, сбитенщики, уксусники, грибовики, среди них были персы, турки, татары, стучали приезжающие и отъезжающие телеги, экипажи, коляски. Необычайно восприимчивый ко всему характерному, Кустодиев воспринял здесь первые впечатления о быте и типах провинциального купечества и мещанства, которые впоследствии стали персонажами его многих произведений.

    Оформлению и закреплению этих впечатлений помогали литературные чтения, которые проводил с детьми Екатерины Прохоровны часто посещавший их семью дальний родственник, восторженный поклонник таланта А. Н. Островского В. А. Кастальский. Он превосходно «на голоса» читал детям пьесы великого русского драматурга. Кастальский был художник-любитель, и его скромные художественные опыты, как и литературные увлечения, служили предметом самых оживленных вечерних бесед на квартире Кустодиевых.

    В 1887 году в Астрахань впервые приехала передвижная выставка. Эта выставка была одной из наиболее значительных в истории Товарищества передвижников. На ней были экспонированы такие шедевры национальной школы живописи, как «Боярыня Морозова» В. И.Сурикова, репинские портреты Гаршина, Щепкина, Глинки и Листа, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Страда» Г. Г. Мясоедова, «Христос и грешница» В. Д. Поленова.

    Местная интеллигенция восторженно встретила открытие выставки. Общее приподнятое настроение захватило и семью Кустодиевых. Несмотря на то, что Борису Михайловичу в ту пору было около девяти лет, передвижная выставка произвела на него настолько сильное впечатление, что, даже будучи в зрелом возрасте, он помнил, как и где висела та или иная картина.

    Под влиянием всего увиденного на выставке мальчик сделал несколько удачных попыток передать на бумаге окружающий мир. Вскоре рисование стало его страстью. В этом увлечении Кустодиев проявил не Свойственную подростку настойчивость. Хотя он был определен для обучения в астраханскую духовную семинарию, однако Екатерина Прохоровна при всех своих материальных затруднениях предоставила ему возможность уже с 1894 года брать уроки рисования и живописи у приехавшего в город художника П. А. Власова.

    Кустодиев. МанифестП. А. Власов был питомцем московского Училища живописи, ваяния и зодчества, товарищем А. Е. Архипова по Академии художеств. Двухгодичное учение у Власова, по свидетельству самого Бориса Михайловича, дало ему многое для того, чтобы он мог успешно работать кистью и карандашом.
     
    В 1896 году Кустодиев закончил семинарию и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Успешно выдержав конкурсный экзамен, хотя до этого ему никогда не приходилось рисовать с обнаженной натуры, Кустодиев был принят в Академию.

    В Академии учителем Кустодиева был И. Е. Репин. Он обучал студентов личным примером, собственной работой над этюдами. Это позволило Кустодиеву глубоко усвоить особенности творческого метода великого русского художника.

    От Репина молодой художник воспринял самое важное в своем творчестве — стремление к содержательности в живописи, к созданию картины как логически завершенного целого.

    Из академических работ Кустодиева обращает на себя внимание одна из его ранних композиций — «Бунт против бояр на старой Руси» (1897). Это произведение, еще далеко не совершенное по своим художественным качествам, интересно своей социальной направленностью. Стихийно поднявшаяся народная масса при выходе из кремлевских ворот сталкивается со стрельцами, вызванными боярами на подмогу. Несколько человек из толпы, пораженные стрелецкими саблями, падают к ногам своих товарищей. Тем не менее зритель ощущает, что стрельцам не удастся разогнать хотя и безоружных, но доведенных до отчаяния, готовых на все людей. Художник убедительно дает это почувствовать композиционными средствами.
     
    Правда, за время учения Кустодиевым было создано немного исторических и жанровых композиций — в этот период Борис Михайлович более проявил себя как портретист.

    Кустодиев. ПобедоносцевЧеловеческое лицо всегда влекло к себе художника. Первыми детскими рисунками художника были портреты няни, брата, школьных товарищей. Тесное общение в стенах Академии с величайшим русским портретистом И. Е. Репиным содействовало развитию этой творческой склонности Кустодиева. Портреты, написанные Борисом Михайловичем, обращали на себя внимание не только на учебных академических выставках. Так, за портрет художника И. Д. Билибина (1901) Кустодиев был удостоен золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Портрет родственника Кустодиева А. И. Варфоломеева (1902) — один из лучших в русской портретной живописи. Исполненный в рост, он решен очень свободно и с благородной простотой. А. И. Варфоломеев изображен в ясный зимний день, его могучая фигура красивым четким силуэтом вырисовывается на фоне снежной пелены. Непринужденная поза, живой, умный взгляд его глаз переданы с любовью и тонкой наблюдательностью.

    Еще задолго до окончания Академии художеств Кустодиев получил предложение от своего учителя Репина принять участие в выполнении колоссального группового портрета членов Государственного совета. В течение двух с половиной лет (с апреля 1901 г. по декабрь 1903 г.) Борис Михайлович совместно с И. С. Куликовым помогал И. Е. Репину в работе над полотном, которое считается как по исполнению, так и по замыслу беспримерным в истории мировой живописи XIX — начала XX века.

    Руководителем работ был Репин, и требования стилистического единства заставляли учеников применяться к манере мастера. Тем не менее в правой половине картины явственно чувствуется рука Кустодиева. Действительно, эта часть была написана последним почти самостоятельно. Репин, увидев, насколько близко подошел к его художественному почерку Кустодиев, ограничился только рядом указаний, предоставив своему одаренному ученику полную свободу в границах общей концепции и принятого композиционного построения.

    Примером подлинно творческого подхода Кустодиева к заданию может служить его работа над портретом министра финансов С.Ю.Витте, для которого он самостоятельно сделал подцвеченный портрет-рисунок. Портрет С.Ю.Витте, портреты Г. Н. Бобрикова, А. П. Игнатьева, Н. П. Мансурова, А. А. Половцева, исполненные Кустодиевым, наряду с такими портретами репинской кисти, как, например, портрет К. Н. Победоносцева, можно считать наиболее выразительными в картине «Заседание Государственного совета». В этих портретах остро показаны внешняя выхолощенность потуги на величие и в то же время абсолютная внутренняя бездарность «вершителей судеб» дореволюционной России.

    Участвуя в написании «Заседания Государственного совета», Кустодиев одновременно с зимы 1902 года начал готовить «программу» в связи с предстоявшим окончанием Академии художеств. Продумывая сюжет дипломной картины, Кустодиев остановился на мотиве деревенского базара. Тема была разрешена им на обширном материале, собранном в районе среднего плёса Волги — в Костромской и Ярославской губерниях. Эти места полюбились художнику во время его ежегодных поездок на этюды.

    Весной 1903 года Кустодиев предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Эта поездка обогатила его новыми яркими впечатлениями.

    В картине «На базаре» (1903) Кустодиев прекрасно показал своеобразие русского народного быта. Он изобразил базар как центр старой деревенской жизни, с его праздничностью красок и веселой сутолокой. Колористический строй произведения, композиционное построение (особенно дальних планов), техника мазка свидетельствовали о действенности репинских традиций в художественной практике Кустодиева.
    Представленная Кустодиевым на звание художника, эта картина была премирована. Автор получил право на заграничную командировку во Францию и Испанию сроком на два года в качестве пенсионера Академии.

    Кустодиев. МасленицаВ декабре 1903 года Кустодиев выехал из России. Будучи по натуре глубоко русским человеком, он, посетив Париж, Мадрид, Севилью и Кордову, не увлекся местной экзотикой. Пара пейзажей, набросок с католической процессии — вот и все его дорожные зарисовки. Большую часть своего времени Кустодиев провел в Лувре и Прадо. Добросовестно изучая наследие классиков западноевропейской живописи, он сделал две отличные копии с Веласкеса. Что же касается современного западного искусства, то Кустодиев убедился, что оно было не в состоянии дать ему что-либо для пополнения художественного образования. Воспитанный на произведениях Репина, он не мог увлечься модными полотнами импрессионистов, пренебрежительно относившихся к изображению человека. Правда, импрессионисты заявляли о своем «открытии» пленэра, но для русской школы он не был секретом уже после картин Александра Иванова. Характерно, что при работе над «Заседанием Государственного совета» Илья Ефимович постоянно требовал от Кустодиева и Куликова, чтобы они писали светлее. Жанровая сценка «Утро» (1904), исполненная Кустодиевым в дни заграничной командировки, производит очень свежее впечатление именно своей воздушностью, чистотой тонов.

    Кустодиева тянуло на родину. В мае 1904 года он покинул Европу, пробыв за границей всего лишь пять месяцев. Все лето 1904 года художник вновь прожил в Костромской губернии.

    Первыми большими работами Кустодиева после возвращения на родину были созданные в 1905 году картина «Из церкви» и групповой портрет «Семья Поленовых», позволяющие судить о Кустодиеве как о своеобразном и вдумчивом живописце с вполне определившимся кругом интересов и сложившимся художественным стилем.

    К 1905 году относятся и первые опыты Кустодиева в области книжной иллюстрации, занявшей впоследствии важное место в его творчестве.
    Художник проиллюстрировал ряд произведений русской классической литературы: «Шинель» и «Коляску» Гоголя, «Песню про купца Калашникова» Лермонтова, «Как чорт у мужика краюху украл» и «Свечку» Л. Толстого. Однако наибольшую ценность представляют его политические карикатуры.

    Исторические события революции 1905 года всколыхнули всю страну. Все классы общества пришли в движение. Перед каждым встал вопрос об отношении к повороту в политической жизни государства. Оппозиционные настроения, охватившие значительную часть художественной интеллигенции, получили свое выражение в появлении ряда сатирических выпусков, в которых с демократических позиций бичевался самодержавный строй.

    Кустодиев совместно с Репиным, Серовым, Билибиным, Лансере и Кардовским выступил на страницах одного из лучших журналов тех дней — «Жупел», за работой которого внимательно следил А. М. Горький.

    Когда после выхода третьего номера «Жупел» был закрыт по распоряжению цензуры, Кустодиев в составе основной группы сотрудников этого издания перешел во вновь созданный журнал «Адская почта».

    Мишенью для своих сатирических стрел Кустодиев избрал придворную клику, представителей которой он прекрасно изучил во время работы над картиной «Заседание Государственного совета».

    Отличительной особенностью карикатур художника являлась глубоко реалистическая трактовка образов. На рисунках художника — не условные маски, а конкретные, реальные люди, сохраняющие всю совокупность лишь им одним принадлежащих внешних индивидуальных черт, гиперболизирование которых позволяло Кустодиеву полнее раскрыть внутренние духовные качества изображенных лиц. Особенно удались художнику карикатуры на Игнатьева и Победоносцева. Махровый черносотенец Игнатьев у Кустодиева похож на затянутую в генеральский мундир отвратительную свинью: его заплывшие жиром глазки выражают только сытую тупость и бессмысленную жестокость. В облике Победоносцева, с его низким обезьяньим лбом, оттопыренными ушами и молитвенно сложенными руками художником были переданы свойственные обер-прокурору святейшего синода предательское лицемерие и звериная ненависть ко всему передовому, прогрессивному. Сила художественного проникновения, достигнутая Кустодиевым в этих образах, превращала их в собирательные типы всего феодально-крепостнического ареопага, управляющего Россией.

    Период сотрудничества Кустодиева в демократической печати 1905 года стал важным творческим этапом в его биографии. Именно в те бурные дни в творчестве художника впервые эазвучали саркастические ноты, которые позднее, хотя и в сильно смягченной форме, всегда ощущались в его произведениях.

    После подавления декабрьского вооруженного восстания 1905 года и летних выступлений 1906 года, в обстановке спада революции, Кустодиев не потерял гражданского мужества. Правда, в 1906 году, будучи стесненным в материальных средствах, художник счел возможным взять официальный заказ на написание картины «Парад лейб-гвардии Финляндского полка». Этот факт свидетельствовал о политической непоследовательности, характерной для многих предста-вителей старой российской интеллигенции. Однако в 1907 году Кустодиев принял участие в подготовке известного прогрессивного издания — «Календаря русской революции» (издательство «Шиповник»). Выпуск включал в себя двенадцать фронтисписов — по числу месяцев года; фронтиспис к февралю выполнялся Кустодиевым. На нем изображена ограда петербургского Румянцевского сада, у которой лежат трупы расстрелянных рабочих.

    В том же 1907 году, получив заказ от издателя И. Киебеля на серию школьных картин, Кустодиев создал композицию «Чтение манифеста», отличавшуюся смелостью суждения об этом «благодеянии», оказанном царской властью народу. Художник воспроизвел оглашение манифеста 19 февраля 1861 года в одном из дворянских поместий центральных районов России. Главными действующими лицами Кустодиев сделал членов барской семьи, стоящих перед толпой крестьян на крыльце господского дома, во дворе которого зачитывается Положение о реформе. Большинство крестьян изображено в полоборота или даже со спины. Уже этим одним на помещичью группу, поставленную лицом к зрителю, ложится почти вся смысловая нагрузка произведения.

    Те немногие крестьянские лица, которые так или иначе смотрят в сторону зрителя, художник не наделил особенно бурными проявлениями «благодарных чувств». Радость светится только на лицах одного из парней да крестьянской девушки. Но это — люди, не умудренные житейским опытом. Для них сообщение о том, что они стали лично свободными, пока заслонило все остальное. Основная же масса принимает манифест очень настороженно. О том, что эта настороженность оправданная, говорит спокойная реакция «бывших» господ на текст, казалось бы ущемляющий их собственнические права.

    В центре помещичьей группы находится щеголеватый флигель-адъютант, оповещающий собранных о монаршей «милости». Он явно рисуется. На его лице разлито глупое самолюбование, ему приятно мыслить себя неким божеством, облагодетельствовавшим сермяжный люд. Слева от флигель-адъютанта стоит помещичий недоросль в платье «аглицкого» покроя и высокой нерусской фуражке. В его облике чувствуется полнейшее равнодушие к происходящему. Всю церемонию он, видимо, считает пустой и ненужной, отрывающей его от более увлекательных «занятий». Справа от флигель-адъютанта изображен глава семейства — хозяин усадьбы. Его толстая физиономия дышит грубой уверенностью в своей силе. Стоящие позади помещика дочь и жена лишают композицию какой бы то ни было торжественности: мамаша, наклонившись к дочке и хитро улыбаясь, показывает ей глазами на позирующего флигель-адъютанта. Дочь, готовая прыснуть, поспешно закрывает платочком рот.

    После поражения первой русской резолюции наступило тяжелое время столыпинской реакция. В лагере попутчиков революции, а к этому лагерю принадлежал и Кустодиев, начался идейный распад. Художник не смог не поддаться общим веяниям, царившим среди интеллигенции. У него возник повышенный интерес к старине, охвативший широкие слои интеллигенции и служивший для нее формой бегства от действительности. На этой почве произошло сближение Кустодиева с художниками группы «Мир искусства».

    Пышная фразеология мирискусников привлекала к себе внимание Кустодиева еще в годы обучения его в Академий художеств. Однако личное общение с И. Е. Репиным предохраняло художника от их влияния. Кустодиев сформировался как художник-реалист репинского склада. Естественно, что первые работы Кустодиева встретили равнодушный прием у верхушки «Мира искусства»: Дягилев, Бакст, Бенуа пренебрежительно находили его живопись «пропахнувшей» «заскорузлым» передвижничеством.

    Однако когда крайние формалистические течения стали теснить «Мир искусства», руководители общества, стремясь удержать свои позиции, сделали попытку привлечь на свою сторону Кустодиева. В 1906 году, готовя для парижского Осеннего салона выставку русского изобразительного  искусства,  Дягилев  попросил художника дать для ее экспозиции три портрета (в том числе портрет семьи Поленовых). Одновременно Кустодиеву было сделано предложение примкнуть к  «Миру искусства». Правда, на это предложение художник ответил    отказом, сославшись на то, что он уже с  1904 года состоял членом  «Нового общества художников». Тем не менее позднее, с  1907 года,    участвуя на выставках «Союза русских   художников»,  с которым  блокировался  «Мир искусства», Кустодиев сблизился с  мирискусниками.     В 1911 году, после раскола «Союза русских художников», он вступил    в «Мир искусства». С 1907—1908 годов в его творчестве появились новые черты — ретроспективизм и стилизация. Однако эти черты все же отличались от ретроспективизма мирискусников.  Последние обращались  к  художественному   наследию   эпохи   французского  абсолютизма   или   русской  дворянской   империи   Екатерины II — Александра I. Из гобеленов, гравюр, фарфора и архитектурных элементов построек XVII, XVIII  и  начала XIX  века  они черпали не только материал для декоративно-стилизаторских перепевов, но и готовые образы, которые переносили в свои манерные произведения.

    Правда, среди мирискусников были Билибин и Рерих, которые пытались воскресить древнерусскую традицию, но их произведения отдавали библиофильским, «книжным» привкусом и были чужды подлинной народности.

    Кустодиев в своем творчестве этого периода отправлялся не от камерной французской гравюры XVII века и не от древнерусской церковной фрески, а от народного лубка. Лубок привлек Кустодиева лапидарностью своих образов и нарядностью цвета. Настенные картинки, вывески, росписи сундуков, ставен, подносов, табакерок, резных и глиняных игрушек стали для Кустодиева предметом пристального изучения. Увлекшись лубком, художник отказался от своего прежнего плотного и широкого мазка. Он перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах с ее тяготением к чистому цвету. Однако художник пользовался только внешними приемами и формами лубка, оставаясь по-прежнему на реалистических позициях.
    Кустодиев. Девушка на Волге
    Это особенно хорошо ощущается в первых работах, выполненных Кустодиевым в новой манере, например в картине «Ярмарка», написанной им в 1908 году. Резкие сочетания розового, черного, белого, серо-синего, первостепенное значение контура являлись в ней, конечно, явной стилизацией. Подражанием лубку было и наделение персонажей только одной какой-нибудь чертой характера (крестьян — степенностью, крестьянок — жизнерадостностью). Но, с другой стороны, тонко подмеченные детали крестьянских костюмов, многообразие базарной пестряди «красного товара», сама композиция были овеяны теплотой живого, образного восприятия действительности. Художник, словно выхватывая сценку непосредственно из жизни, показал вид на базар, открывающийся из внутреннего помещения ларька. Перед зрителем на фоне балаганов, разукрашенных ситцами и кумачом, бесконечной чередой проходят бородатые крестьяне и румяные крестьянки. Расставленные на прилавке весы, гири и товары, развешанные над прилавком росписные дуги, сбруи с бляшками служат оригинальным и в то же время естественным обрамлением к изображаемой бытовой картинке.

    Реалистическое чувство прорывалось во всех без исключения жанровых композициях «мир-искуснического» периода творчества Кустодиева. Это объясняется не только предыдущей работой под руководством И. Е. Репина, но и тем, что художник не отгораживался от жизни. Для того чтобы иметь возможность полнее изучать природу и быт средней России, Кустодиев в 1905 году купил участок земли в шестидесяти верстах от Кинешмы, где построил небольшую дачу-мастерскую. Здесь он обычно проводил лето. Касаясь портретных работ Кустодиева, следует отметить, что в этой области художник почти не прибегал к декоративной стилизации.

    О бережном отношении художника к человеческому лицу свидетельствует ряд скульптурных бюстов, созданных им в 1908—1909 годах. Кустодиев еще мальчиком вырезал перочинным ножом фигурки людей и животных из мягкого белого камня. В Академии художеств он по личной инициативе занимался скульптурой в мастерской Д. С. Стелецкого. Бюсты, выполненные Кустодиевым в 1908—1909 годах, отличались большой пластической цельностью и безукоризненным внешним сходством. Среди них особенно выделялся бюст М. В. Добужинского (1909). В этом произведении художник показал свое умение не только схватывать внешнее сходство, но и раскрывать характер модели.

    Тонкое, узкое лицо, высокий лоб, пытливый взгляд из-под нависших бровей — все это в бюсте Добужинского хорошо выражает неспокойную, ищущую натуру художника.

    Обнаружив своими скульптурными произведениями необычайную широту творческого диапазона, Кустодиев еще в 1907 году выступил также и на поприще театрально-декоративной живописи. В течение девяти месяцев он работал в качестве помощника А. Я. Головина в Мариинском театре над декорациями к опере Визе «Кармен».

    В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи.

    В начале 1911 года у Кустодиева проявились симптомы туберкулеза позвоночника. Уступая настояниям врачей, Кустодиев летом 1911 года уехал в Швейцарию.

    Национальные мотивы продолжали играть основную роль в творчестве художника и во время его пребывания за границей. Кустодиев проделал большой труд над эскизами костюмов и декораций к постановке пьесы Островского «Горячее сердце» в московском театре Незлоби-на. Хорошо знакомый с детских лет как с произведениями великого драматурга, так и с бытом, получившим отражение в его комедиях, художник успешно справился с задачей, несмотря на то, что мог поддерживать только письменную связь с постановщиком спектакля Ф. П. Комиссаржевским. Декорации, выполненные по эскизам Кустодиева, были отмечены в прессе и тепло приняты зрителями. Два года спустя Кустодиев получил предложение оформить постановку «Горячего сердца» и в Московском Художественном театре.

    В жанровых картинах художника в период его пребывания в Швейцарии можно наблюдать усиление декоративно-стилизаторских тенденций. В этом отношении показательна картина «Купчихи» (1912), в которой Кустодиев изобразил четырех оживленно беседующих купчих. Широко используя локальные цвета, он стремится обратить внимание зрителя прежде всего на голубое небо со сливочно-желтыми облаками, на замысловатые торговые вывески, на нарядные шелковые платья, а потом уже на лица персонажей уличной сценки. Пышущие здоровьем молодые женщины, изображенные художником, невольно приводят на память героинь пьес Островского.

    Однако при всей нарочитой лубочности картина «Купчихи» богата меткими, живыми наблюдениями: двери лавок выходят прямо на мостовую, улица не имеет тротуара, чтобы не терялось «попусту» ни вершка дорогостоящей рыночной земли, дома облеплены пестрыми вывесками, словно сундук деревенской щеголихи картинками. Нельзя не заметить и некоторого общего иронического тона, в котором преподносится зрителю воссоздаваемая сценка.

    Поездка, предпринятая Кустодиевым в 19,11— 1912 годах для лечения в заграничных клиниках, не дала положительных результатов. Болезнь его прогрессировала.

    Однако тяжелое испытание физических в духовных сил, выпавшее на долю художника, не сломило его. Он продолжал напряженно работать над новыми полотнами. С искренней радостью принял он в 1913 году предложение И. Э. Грабаря, ставшего во главе Третьяковской галлереи,    написать для галлереи групповой портрет современных петербургских художников. Кустодиев  задумал  исполнить  этот  портрет  на холсте размером в два с половиной на четыре метра, чтобы можно было изобразить фигуры в натуральную величину. Эскиз, сделанный им, изображал    художников-петербуржцев, собравшихся в минуту досуга вечером на квартире у Добужинского. Кустодиев с увлечением приняся готовить этюды к картине. Параллельно он проводил большую работу по оформлению спектакля «Смерть Пазухина»  в  Московском Художественном театре, а также исполнил портрет артиста Художественного театра В. В. Лужского, напоминающий лучшие портреты В. А. Серова.

    В 1915—1916 годах на петербургских выставках появляются такие основные произведения предреволюционного периода творчества Кустодиева, как «Красавица», «Девушка на Волге», «Масленица», «Московский трактир».

    Наибольшим успехом из них пользовалась «Красавица» (1915). Впоследствии, в связи с популярностью этого полотна, Кустодиев исполнил три уменьшенных повторения картины. На картине представлена пробудившаяся от послеобеденного отдыха растомленная плотными яствами и сладким сном купчиха. При кукольно-слащавом личике ее тело поражает своими чудовищно расползшимися формами. Большую, осмысленную роль в картине играет обстановка комнаты. Пышное, слепящее своим блеском атласное одеяло, колоссальный, смахивающий на постамент сундук, сентиментально аляповатые обои с жирными пятнами букетов очень хорошо характеризуют интересы и склонности хозяйки.

    Вторая большая работа 1915 года — картина «Девушка на Волге» — была попыткой художника создать положительный образ. Кустодиев переносит зрителя из душных, заставленных вещами купеческих горниц на широкое раздолье волжских берегов. На вершине холма, щедро усеянного скромными полевыми цветами, у тонкой рябинки полулежит, опираясь на локоть, одетая в праздничное платье русская девушка.
    Картина привлекает всепроникающим чувством слияния человека с родной природой. Пейзажное решение в ней — лучшее, которого достигал Кустодиев. Композиционное построение сообщает картине замкнуто-уютный характер. Движение реки в беспредельную даль ослабляется линиями стволов, находящихся влево от девушки, и рябинкой справа от нее. Параллельная горизонту линия холма членит картину на две примерно равные части и вносит в нее ноты интимного успокоения.

    Однако хотя вся тонкая образная ткань картины имела целью утвердить духовную красоту человека, показать этого человека Кустодиев не смог. Образ девушки получился внутренне обедненным. Ставя акцент на декоративную сторону, Кустодиев был в состоянии выразить только свое оптимистическое мировосприятие. Особенную любовь проявлял художник к изображению городских и сельских празднеств. Именно поэтому картина «Масленица» (1916) стала одним из самых удачных произведений Кустодиева.

    Глядя на эту картину, зритель как будто слышит скрип полозьев саней, веселый смех участников гулянья, малиновые перезвоны колокольчиков и бубенцов. Деревья в снегу, незатейливые опрятные домики — весь этот поэтический пейзаж передан почти несмешанными красками, а между тем кажется, что видишь все тончайшие переходы света и тонов.




    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 2266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено