Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Понедельник, 18.12.2017, 07:58
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    В.Сидорова. Янис Тильберг. Государственное издательство "Искусство", Москва, 1952. 28 с.
    [ Скачать с сервера (3.11Mb) ] 13.03.2011, 01:31
    Тилберг. ОбложкаТИЛЬБЕРГ
    Массовая библиотека «ИСКУССТВО»

    В.СИДОРОВА
     
     
    Янис
    ТИЛЬБЕРГ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
    «ИСКУССТВО»
    Москва 1952

















    Янис Тильберг — один из крупнейших художников Латвии XX века. 
    Портретист по преимуществу, Тильберг создал яркие образы людей своей эпохи не только в живописи, но и в скульптуре. 
    Большое место в творчестве художника занимает и графика. Карикатуры, исполненные им в 1906 году, были направлены против помещиков и дворян, иллюстрации к народным латышским сказкам и к романам из жизни латышского крестьянства характеризовали его не только как хорошего .рисовальщика, но прежде всего как художника-демократа.

    Упорная борьба Тильберга за реалистическое искусство как художника и педагога облегчила путь молодому поколению латышских художников в освоении метода социалистического реализма.

    * * *

    Портрет СмилгисаЯнис (Роберт) Крестьянович Тильберг (Тиль-бергс) родился 2 июля 1880 года в городе Риге в семье железнодорожного служащего. Окончив начальную школу, он с 1892 по 1898 год учится в Рижском городском реальном училище.

    Еще в детстве Тильберг обнаружил способности к рисованию. Это побудило его упорно добиваться заветной мечты — стать художником. Однако отсутствие материальных средств не позволило ему немедленно отправиться в Петербург и готовиться к поступлению в Академию художеств. Он работает в течение года счетоводом и чертежником в одном из рижских учреждений, накапливая средства для поездки в столицу.

    В свободное от работы время Тильберг посещает вечерние курсы Рижского ремесленного училища. Там он получает первые познания в области лепки и рисования у скульптора А. Фольца и живописца Борхерта.

    В 1900 году Тильбергу удается поехать в Петербург. Там он поступает в студию Дмитриева-Кавказского и на следующий год выдерживает вступительные испытания в Академию художеств.

    В годы учения в Петербургской Академии художеств (1901—1909) его учителями были В. Е. Савинский, Я. Ф. Ционглинский, И. И. Творожников и другие. По окончании классов он поступает в мастерскую Д. Н. Кардовского и под руководством последнего пишет свою дипломную работу «Пьета» (1909).

    Восемь лет, проведенных Тяльбергом в стенах Академии художеств, были годами успешной работы. Уже в 1901 году он выступает с юмористическими рисунками и иллюстрациями к рассказу Ниедра «Голод и любовь» в латышском журнале «Ауструмс» («Восток»).

    В годы учения в Академии художеств Тильберг хорошо овладевает рисунком, много и упорно работает над различными видами гравюры. В 1905 году он получает первую премию на конкурсе плаката, графики и гравюры, устроенном Академией художеств, за двухцветную ксилографию «Рембрандт, работающий над офортом», которая свидетельствовала об овладении молодым художником новой техникой.

    Усиленная творческая работа не мешает ему кончить параллельно с учением в течение 1905—1906 годов педагогические курсы, учрежденные при Академии художеств.

    Однако плодотворно заниматься искусством в эти годы было трудно: правительство, боясь революционно настроенного студенчества, одно за другим закрывало высшие учебные заведения.

    Не желая прерывать художественного образования, Тильберг зимою 1906 года едет в Париж, где до весны учится в мастерской художников-реалистов Ш. Котте и Л. Бланша, после чего возвращается в столицу.

    Художник не мог не откликнуться на революционные события, которые бурно развернулись в Латвии. Особенностью революции в Латвии было то, что ее пролетариат сумел вовлечь в революционное движение и сельское население. О роли латышского пролетариата в революции 1905 года Ленин пишет: «...он шел в авангарде вооруженного восстания, он больше всех содействовал поднятию движения на наивысшую ступень, то есть на ступень восстания. Он больше, чем кто-либо другой, втянул в великую революционную борьбу против царизма и помещиков латышский сельскохозяйственный пролетариат и латышское крестьянство».

    Естественно, что, посвящая свои произведения событиям 1905 года, латышские художники показывали в них и революционно настроенное крестьянство.

    Последовавшие после поражения революции репрессии с особой жестокостью были проведены в Латвии.

    Во главе карательных экспедиций чаще всего стояли помещики, главным образом бароны, которые, мстя за подожженные усадьбы, жестоко расправлялись с крестьянами. Поэтому почти в каждой волости пожары уничтожали имущество крестьян, а под ударами нагаек гнулись их исполосованные спины.

    Портрет жены скульптора ДзенисаВажнейшей задачей становилась мобилизация мнения передовых деятелей столицы в защиту латышского народа. Для этой цели необходимо было наглядно показать лицо местных властей, творивших произвол в Латвии, разоблачить роль духовенства, бессмысленную жестокость баронов, тупость чиновников, подхалимство латышских кулаков.

    Эта задача была поставлена группой латышских художников, выступивших с карикатурами в сатирическом журнале «Свари» («Весы»), основанном Пурицем, Тильбергом л Р. Зарриньш в 1906 году в Петербурге. Кроме них, деятельное участие в журнале принимали художник А. Роман и скульптор Г. Шкильтер. До 1907 года, когда журнал был закрыт, удалось выпустить лишь десять номеров.

    О характере направления журнала достаточно ярко говорят карикатуры Тильберга.

    Так, в одной из них, названной «Туристы Риги», Тильберг изобразил застенок, где только что происходили истязания революционеров. Специально оборудованные скамейки, на которых совершались пытки, трупы замученных и орудия пыток у стены, на которой висит портрет с надписью: «Инквизитор Давис, 1905 — ?», толстый полицейский, старающийся метлой затереть лужи крови, и группа иностранных туристов, с любопытством рассматривающих комнату, — такова жуткая картина, ярко переданная художником. Надпись под рисунком: «Сторож: «Прошу извинить, беспорядок, музей открылся слишком рано».

    В лаконичном рисунке, исполненном скупой, но выразительной линией, Тильберг сумел дать запоминающиеся образы равнодушного полицейского, чопорных иностранцев, с холодным любопытством обозревающих орудия пыток, не только чуждых состраданию замученным, но явно стоящих на стороне их мучителей.

    Еще более интересна по своей социальной направленности другая карикатура. Художник противопоставил вышедшим из здания управы представителям власти толпу недовольных рабочих, с ненавистью смотрящих на них. Затаенная угроза заставляет задуматься двух лидеров буржуазных партий, которые, удаляясь от управы, обсуждают создавшееся положение. Один из них, обращаясь к другому, говорит: «Даже городской управе они надоедают, для этих язычников нет больше ничего святого».

    Особенно удались художнику отрицательные образы. Он сумел показать тайный страх само­довольных, упитанных буржуа перед растущей силой пролетариата.

    Но особенно убедительно раскрыл Тильберг в своих карикатурах произвол местных властей. Он показал ненависть латышского народа к самодержавию и помещикам, которая с такой силой прорвалась в революционные дни 1905 года.

    У городской управыНаряду с карикатурами для журнала «Свари» Тильберг исполнил рисунки для петербургских газет и юмористического журнала «Серый волк».
    В эти годы работы Тильберга начинают появ­ляться на выставках. Так, на Весенней выстав­ке 1906 года в Академии художеств он показал картину на тему из жизни латышского народа «Базар в Елгаве».

    Между тем занятия в Академии художеств, к которым с 1906 года приступил Тильберг, шли успешно.
    В 1907 году им была получена премия за эскиз углем на заданную тему «Иосиф и его братья».
    В 1908 году Тильберг пишет маслом «Портрет литвинки». Художник изобразил пожилую жен­щину из народа с исхудалым лицом труженицы. В ее спокойной позе и уверенном взгляде, устремленном на зрителя, художник стремился показать твердость духа и чувство человеческого достоинства. В ее образе художник подчеркивает проснувшееся в самых широких массах народа классовое самосознание, которое не могли пода­вить жестокие репрессии в годы реакции.

    Параллельно с живописными работами Тиль­берг занимается скульптурой и в 1908 году на выставке «Новое общество художников», органи­зованной Д. Кардовским, выступает с бюстом матери (гипс).

    В 1908—1909 годы Тильберг работает над картиной на соискание звания художника. Рабо­та протекала в период тяжелой реакции, «...ког­да после революции 1905 года значительная часть, интеллигенции отвернулась от революции, скатилась в болото реакционной мистики и пор­нографии, провозгласила безидейность своим знаменем...» (А. А. Жданов). Влияние форма­листического искусства Западной Европы наложило в эти годы глубокий отпечаток на творчество многих латышских художников. Но Тильберг не пошел в своем творчестве по пу­ти формализма. Более того, он выступил с работой, в которой ярко проявилось его сочув­ствие революционно настроенным рабочим. Но идейный замысел картины из цензурных сооб­ражений ему пришлось замаскировать. Этим объясняется условность названия работы: «Пьета» («Оплакивание Христа»). В действи­тельности в своей картине Тильберг изобразил горе товарищей и родных, оплакивающих смерть рабочего. Они собрались вокруг ложа, на которое опустили тело погибшего. Глубокое страдание запечатлено в лице и застывшей позе жены, скорбно поникли головы родите­лей умершего, возмущены и полны гнева рабочие, стоящие в глубине у лесов здания, с жестом протеста обращается к зрителю рабочий на первом плаке. Вся сложная гамма чувств ярко передана художником.

    Но в то же время художник прибегает к ряду условностей, которые снижают жизненность изображенного. В раскрытии темы много иносказательного. Так, условно введены в сцену из современной жизни обнаженные тела (погибшего рабочего и мальчика на первом плане). Условен и светлокоричневый, богатый оттенками колорит картины. Все это отвлекает зрителя от современности, уводит его в область символики.

    Как особенность метода работы художника, к которому он прибегал и в последующие годы, следует отменить предварительную работу в скульптуре. Тильберг создал скульптурную группу из главных фигур и только после этого написал свою живописную композицию. Его картина была одобрена, и 31 декабря 1909 года ему был выдан диплом, в котором указывалось, что за отличные познания в живописи и других предметах, показанные им во время пребывания в отделениях живописи и скульптуры Высшего художественного училища Академии художеств, он удостоен звания художника.

    Впервые картина Тильберга «Пьета» была показана в Риге на выставке латышских художников в 1910 году одновременно с рядом его карикатур и несколькими портретами.

    Творчество Тильберга сразу обратило на себя внимание художественной общественности. Этим можно объяснить последовавшее в 1911 году привлечение его к преподаванию в Рижской городской художественной школе, открытой в 1906 году. До 1909 года школа возглавлялась бароном фон Розен. Академия художеств, в ведомстве которой находилась школа, ввиду плохой успеваемости ее учеников в 1909 году назначила заведующим школой крупнейшего пейзажиста Латвии В. Пурвита (1872—1945), привлекшего к преподаванию сильнейших латышских художников.

    Вид города РигиПриглашенному в 1911 году Тильбергу, было поручено преподавание живописи с натуры и рисование гипсовых фигур. В течение трех лет преподаватели школы Я. Розенталь, Я. Тильберг, К. Рончевский добиваются у своих учеников повышения реалистического мастерства, овладения натурой и усовершенствования рисунка.

    Комиссия, выделенная от Академии художеств, в ведении которой находилась школа, в протоколе просмотра работ учеников школы за 1914 год отметила: «Начальный гипсово-головной, фигурный и натурный классы рисования заметно улучшились, за исключением рисования голов с натуры. Хорошая постановка живописного класса мертвой натуры обратила на себя внимание комиссии, которая находит желательным продолжить этот класс в принятом направлении. Постановка живописи в натурном классе вполне удовлетворительна, что же касается портретной живописи, то она, видимо, требует большего к себе внимания».

    Таким образом, первое выступление Тильберга в качестве преподавателя принесло свои плоды. Успехи учеников говорили о хорошей подготовке Тильберга как педагога. Действительно, из латышских и эстонских учеников этой школы вышли впоследствии талантливые художники (Убан и другие). Но Тильберг не ограничился преподавательской деятельностью.

    По инициативе группы латышских художников, работавших в Петербурге (Розенталя, Залькална, Шкильтера и других), было основано Латышское общество поощрения искусств. Первым его председателем был избран Тильберг.

    В ведении общества была организация выставочной деятельности, а также приобретение с выставок художественных произведений, которые впоследствии положили основу Художественного музея в Риге.

    Одной из наиболее крупных выставок, организованных Латышским обществом поощрения искусств, была IV выставка латышского искусства в Риге, на которой выступили как художники старшего поколения (Я. Вальтер, Я. Роэенталь, Тильберг), так и молодые художники (В. Матвей, К. Лилаус). Отзывы о выставке появились в многочисленных журналах. Тильберг выступил на этой выставке с несколькими портретами маслом («Портрет жены художника»), а также с рядом рисунков и портретов.

    Наиболее интересными работами этого периода являются «Портрет скульптора Дзениса с женой», «Портрет сестры» и «Портрет жены скульптора Дзениса» (все три исполнены в 1914 году). Последний — небольшой рисунок — отличается чрезвычайной лаконичностью и остротой психологической характеристики.
     
    Портрет отцаРисунки Тильберга были показаны в 1914 году в Риге на впервые организованной выставке графики. Если принять во внимание его иллюстрации к латышской сказке «Медная борода и силач-батрак» (1913), скупые по линейному оформлению и звучные по цвету, то Тильберг с первых шагов своей творческой деятельности прочно зарекомендовал себя не только как живописец; но и как талантливый рисовальщик.
    Впервые в эти годы Тильберг выступает и как пейзажист. Его «Вид Риги» (1912) — одно из лучших произведений художника.
    Он изобразил набережную в типичный для Риги неяркий солнечный день, когда сероватое облачное небо лишь в небольших просветах открывает свою бледную голубизну. На покрытых рябью голубых водах Даугавы стоят многочисленные суда и лодки, сквозь чащу мачт и широких труб которых просвечивают многоэтажные дома города. Стройно высится зелено-коричневая Петровская башня. Ее темный силуэт, как и глубокий красный тон большого судна, своим контрастом подчеркивает господствующую светлую, жизнерадостную гамму красок пейзажа.

    Художнику удалось изобразить не только один из красивейших видов его родного города, но с необычайной теплотой раскрыть всю специфику его колорита, передать природу, овеянную воздухом, наполненную солнечным светом.

    Четкость, ясность и законченность, композиционная продуманность делают этот жизнеутверждающий пейзаж особенно убедительным. Лучшие качества Тильберга-пейзажиста нашли в этой работе свое воплощение. Впервые она была показана на «Выставке художественных произведений туземных художников в пользу общин сестер милосердия Красного креста» в 1915 году.

    Первая империалистическая война прервала художественную жизнь Латвии. Рижское городское художественное училище было закрыто, его ученики принуждены были перевестись в другие художественные училища России. Большинство художников эвакуировалось, многие уехали в Петроград.

    В 1915 году переезжает в столицу и Тильберг. Он поступает в Красный Крест при 5-й Армии, где и остается до 1917 года. Работа в Красном Кресте не отрывает его от художественной жизни Петрограда, он принимает участие в выставке латышских художников, организованной в пользу беженцев (1915).

    Показанные Тильбергом на этой выставке портреты сестры, жены, портрет Дзениса с женой были снова им продемонстрированы в следующем году на выставке латышского искусства в Москве. Правда, рядом с реалистическими полотнами художник показал картину «Мальчик с обезьяной», в которой в значительной степени отдал дань увлечению декоративизмом.

    Демонстрация на выставках Москвы и Петрограда лучших произведений крупнейших художников Латвии, и в том числе Тильберга, убедила широкую общественность в существовании латышского искусства, имеющего глубокие реалистические традиции.

    Во время Великой Октябрьской социалистической революции латышские художники горячо откликнулись на мероприятия советского правительства. Живописцы приняли участие в оформлении революционных праздников. Крупнейшие скульпторы включились в осуществление ленинского плана «монументальной пропаганды». Задача, поставленная великим вождем, заключалась в том, чтобы, увековечивая образы крупнейших революционеров, ученых, мыслителей, поэтов, пропагандировать идеи социализма. Открытие каждого памятника превращалось в народное празднество, способствовало расширению политического и культурного кругозора многих тысяч зрителей, становясь мощным орудием агитации и пропаганды.

    Портрет Я.РайнисаВключился в общую работу и Тильберг. При его участии было оформлено здание биржи. Но особенно важно создание им памятника Г. Г. Шевченко (патинированный гипс), простоявшего до 1926 года.

    Памятник Шевченко Тильберга был оценен современниками как один из лучших в Петрограде. Так, А. В. Луначарский отмечал, что два памятника заслуживают быть перелитыми в бронзу —- бюст Герцена и бюст Шевченко. Луначарский имел в виду памятники Герцену Л. Шервуда и Т. Г. Шевченко Тильберга. Действительно, скульптор в данном памятнике сумел при портретном сходстве достигнуть впечатления монументальности. Бюст стоял на простом высоком постаменте с надписью: «Великому украинскому поэту-крестьянину Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814—1868) — Великий Русский народ».

    Несколько упрощая характеристику деталей, Тильберг изобразил Шевченко немолодым, со впавшими щеками, испещренными морщинами, с нависшими густыми бровями, из-под которых устремлен пристальный, несколько суровый взгляд. Высокий лоб, энергичные черты лица раскрывают образ Шевченко — поэта-революционера.

    Скульптор достиг органической связи бюста с высоким прямоугольным постаментом, что усиливает монументальный характер скульптуры.
    Памятник был торжественно открыт 29 ноября 1918 года на улице Красных Зорь. Сохранилось следующее описание открытия памятника, приведенное в газете «Искусство Коммуны» от 7 декабря 1918 года. «На торжество прибыли почетные караулы от Красной Армии при двух знаменах и оркестрах военной музыки. Торжество открылось «Интернационалом». Затем произнес краткое слово народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский. Он указал, что открытие памятника украинскому поэту совпадает с радостными известиями, идущими к нам с Украины. Там снова революция, которая может закончиться только братским соединением Советской Украины с Советской Великоруссией.
    Оркестры снова исполняют «Интернационал». В это время с памятника спадает красная завеса. Перед открытием памятника всем присутствующим раздавались изданные Отделом изобразительных искусств листовки, посвященные памяти Шевченко».

    По окончании памятника Шевченко Тильберг едет в Витебск, куда его пригласили для руководства скульптурным классом художественной 16 школы (1918—1919). В 1920 году он возвращается в Латвию.

    Несмотря на героическую борьбу латышского пролетариата и трудового крестьянства, советская власть не могла в те годы окончательно укрепиться в Латвии. Империалистические державы, опираясь на продажную латышскую буржуазию, объявили Латвию буржуазной республикой. Двадцать лет существования буржуазной Латвии — тяжелые годы для художников, оторванных от интересов своего народа, изолированных от Советского Союза. Многие из них подпадают под влияние упадочного формалистического искусства, усиленно насаждаемого буржуазным правительством. Но Тильберг в эти годы не сдает реалистических позиций, открыто выступая с критикой формалистических направлений. Однако лучшей пропагандой реалистического искусства было его собственное творчество.

    Портрет артиста К.ЛиндеТильберг продолжает работать не только как живописец, но и как скульптор. Он исполняет бюст крупнейшего латышского художника Я. Розенталя (1922) для фойе Драматического театра в Риге, делает барельеф с портретом талантливого латышского писателя Блауманиса (1923) и лучшую из своих скульптурных работ — барельеф с портретом отца (1926). Густые нависшие брови затемняют глубоко ушедшие небольшие глаза с умным внимательным взглядом. Откинутые густые волосы оставляют открытым упрямый крутой лоб. Уже немолодое лицо выразительно и одухотворенно.

    Эта работа показывает скульптора внимательно и любовно изучающим свою натуру. Здесь исчезает та доля намеренной упрощенности трактовки, которая еще была в памятнике Шевченко. Тильберг прочно стоит на реалистических позициях.

    Однако главное место в его творчестве продолжает занимать живопись. Из портретов, созданных Тильбертом в 20-е годы, обращает на себя внимание «Портрет артиста К. Линде» (1923). Гильберг изобразил Линде в костюме одного из персонажей шекспировских трагедий. Он сидит в кресле на фоне стены, украшенной геральдическим щитом. Черные одежды, опушенные коричневым мехом, свободными отладками ниспадают на колени. Красивые пышные рукава с разрезами, в которых виден розовый шелк, оттеняют кисти рук, спокойно лежащих на коленях.

    На фоне коричневой стены и темных одежд эффектно выделяется седая голова. Темные карие глаза задумчиво устремлены вдаль, на полных губах застыла легкая улыбка.

    Тонкая гармония коричневых тонов, господствующих в картине, соответствует внутреннему строю портретируемого, раскрывая его спокойствие и душевное благородство.

    Тщательная проработка деталей, лессировки, к которым прибегает художник, говорят о его верности академическим традициям.

    В традициях академического искусства был исполнен и «Портрет матери художника» (1925). Но популярность Тильберга как портретиста связана главным образом с «Портретом Я. Райниса» (1925), в котором художник раскрыл образ величайшего латышского поэта после его возвращения в буржуазную Латвию.

    Я. Райнис не только поэт, но и революционер. Его стихи стали песнями латышских рабочих, сражавшихся за советскую власть. Он в то же время публицист, бичевавший в своих статьях реакционную латышскую буржуазию. Неоднократно высылаемый за революционную деятельность, Райнис в 1920 году возвращается на родину. Буржуазная Латвия, правительство которой преследовало революционный пролетариат, вело антисоветскую пропаганду, глубоко потрясла Райниса. В «Портрете Я. Райниса» Тильберг с большой психологической правдой воссоздал образ поэта.

    Тильберг изобразил Райниса на берегу Даугавы. В глубокой задумчивости он сидит на камне. Черный плащ складками спадает к ногам. Руки опираются на трость.

    Прекрасна его седая голова с высоким лбом мыслителя, с грустными глазами, устремленными вдаль. Серый облачный день, суровые воды Даугавы гармонируют с тяжелыми переживаниями поэта, болеющего душой за судьбы своего народа. Он чувствует себя одиноким, но он «е сломлен жизнью. Об этом говорит его прямой стан и энергично сжатые руки...

    Портрет изобретателя радио А.ПоповаТильбергу удалось создать образ поэта-борца, даже в условиях буржуазией Латвии не потерявшего веру в будушую победу своего народа. В другом портрете Райниса (погрудном), созданном в эти же годы, Тильберг дает аналогичное толкование образа поэта.

    На всем протяжении тяжелого двадцатилетия буржуазной Латвии Тильберг упорно боролся с формализмом, утверждая своим творчеством реалистические принципы искусства. Одним из сильных портретов этого периода был «Портрет скульптора К. Рончевского» (1930), реалистический в своей основе, написанный в светлой гамме красок, в несколько эскизной манере, но тем не менее ярко раскрывающий образ крупного латышского скульптора.

    Будучи реалистом, Тильберг, однако, был не всегда последователен. Об этом прежде всего говорят его портреты представителей буржуазии, исполненные в духе холодного салонного искусства. Написанные для заработка, они не раскрывают основных черт творчества художника («Женский портрет» 1925 года, «Цыганка» 1926 года, «Женский портрет» 1936 года).

    В 1940 году восставшим народом Латвии было свергнуто фашистское правительство. 21 июля Народный сейм объявил о восстановлении советской власти. Латвия снова вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик. Для латышского народа наступила новая эра в его истории.

    В первый же год установления советской власти в Латвии Тильберг берет на себя ответственную задачу — написать портрет И. В. Сталина. Исполненный им «Портрет И. В. Сталина» в течение ряда лет находился в зале заседаний Латвийского государственного университета.
    До Великой Отечественной войны в искусстве Советской Латвии оставалось еще много пережитков формализма. Они изживались слишком медленно, и многие художники не чувствовали достаточно твердой почвы, постоянно нуждаясь в помощи крупных мастеров советского искусства.

    Тильберг принадлежал к числу немногих художников, которые не подпали под влияние упадочного западноевропейского искусства, но тем не менее и в его произведениях этого периода не отразились новые черты социалистической эпохи.

    Его тематика до Великой Отечественной войны ограничена проблемами, над которыми он работал раньше. Интересно, что в этот период он выступает главным образом как пейзажист, реже как жанрист («В кухне», 1940).

    К этому периоду относится его пейзаж «В город» (1940). Художник тонко, с большим лирическим чувством передает типичный уголок сельской Латвии с одиноким хутором у моста, с крестьянином, направляющимся с нагруженным возом в город. Свежая зелень мощных деревьев, радостный солнечный день, широкие тени под деревьями — все это написано с проникновенной любовью к природе.

    В том же году он исполняет вариант пейзажа «Вид Риги», а в 1941 году пишет близкий ему мотив «Рига», изобразив вид набережной Риги с противоположного берега Даугавы.

    Убедительно написаны темные тучи и белые барашки на воде, предвещающие грозу. Передача предгрозового состояния природы привлекала в этой работе основное внимание художника.

    В пейзаже Тильберг оставался «а прежней высоте художника-реалиста, прошедшего хорошую школу у русских мастеров. Но овладеть методом социалистического  реализма ему удалось значительно позже.

    Иллюстрации к роману "Земля зеленая"Тильберг — один из старейших педагогов Латвии. Уже с 1921 года он состоял профессо­ром Латвийской Академии художеств. В 1932 го­ду он покидает Академию художеств и открыва­ет свою частную студию. По установлении со­ветской власти в Латвии Тильберг был назна­чен в 1940 году профессором и руководителем кафедры изобразительного искусства при архи­тектурном факультете университета. Уволенный с этой должности фашистами в период времен­ной оккупации Латвии, Тильберг снова открыва­ет свою частную студию.

    В 1947 году он возвращается на должность профессора Академии художеств Латвийской ССР, возглавив мастерскую портретной живопи­си. Тогда же ему было присвоено звание заслу­женного деятеля искусств Латвийской ССР.

    Борьба Тильберга как педагога за рисунок, за глубокое изучение натуры с каждым годом нахо­дила все большее число последователей. В эти же послевоенные годы Тильберг создал свои наиболее крупные произведения.

    В 1946 году он исполняет первый государст­венный заказ — «Портрет Народного компози­тора Эмиля Мелнгайлиса», а в 1949 году — свои лучшие работы: «Портрет изобретателя радио А. Попова» и «Портрет лауреата Сталинской премии артиста Э. Смилгиса» (экспонирован на Всесоюзной художественной выставке 1949 года).

    В «Портрете изобретателя радио А. Попова» Тильберг хотел прославить имя великого русско­го ученого и изобретателя. Тильберг изобразил 
    Попова в его лаборатории. Через открытую дверь видна вторая комната, освещенная из широкого окна. На светлом фоне интерьера темная фигура Попова в длинном сюртуке выделяется четко, целиком привлекая внимание зрителя. Попов остановился в глубоком раздумье около изобретенного им аппарата, держа в руках телеграфную ленту. Печать сосредоточенности лежит на его лице с умными глазами, с прекрасным высоким лбом. Во всем облике ученого выражена сила творческого, созидательного труда, огромная энергия и упорство.

    Тильбергу удалось убедительно показать не только индивидуальные стороны характера Попова, но и раскрыть черты, типичные для русского ученого, смело прокладывающего путь к истине. Правда, хорошо в целом написанный портрет не лишен некоторых недостатков. Колористически он слабее других портретов художника. Сдержанная холодная гамма серых тонов нарушается несколько усиленным розоватым тоном лица и рук.

    Еще более выразителен и лучше написан «Портрет лауреата Сталинской премии артиста Э. Смилгиса». Артист стоит гордо откинув голову, в одной руке держа лист бумаги и энергично опираясь о стол другой. Резкие морщины очерчивают решительный рот. Темные, под широкими густыми бровями глаза смотрят уверенно и гордо. Высокий лоб с шапкой свободно отброшенных назад волос характеризует человека творческого ума. На загорающемся ярким пламенем глубоких тёмнокрасных тонов фоне рельефно выделяется голова артиста и его мощная фигура в темносинем костюме. Портрет богаче по цветовой гамме, ярче по характеристике.

    Советская Латвия дала возможность широко развернуться таланту Тильберга не только как живописца, но и как рисовальщика. Особенно значительны его иллюстрации к роману А. Упита «Земля зеленая», за который писатель получил в 1946 году Сталинскую премию. В романе Упита с необычайной правдивостью показана жизнь латышской деревни конца XIX века. Вся горькая судьба латышского крестьянина, его нищета, притеснение со стороны кулака, унижение батрачки нарисованы писателем правдивыми и яркими красками.

    Тильберг, как всегда, подошел к своей задаче с большой серьезностью и вдумчивостью. Для того чтобы ярче представить себе героев романа, он исполнил небольшие скульптурные бюсты, дав глубокую психологическую характеристику каждого типа, и на всем протяжении романа не отступал от раз созданных образов.

    Тильберг дает чисто графический рисунок, точный, выразительный, характеризующий каждый предмет лишь в необходимых деталях. Он не вносит в характеристику ничего такого, чего не было бы дано у писателя, зато и не опускает черт, отмеченных автором. Художник стремится по возможности ярко раскрыть образ, помочь выяснить взаимоотношения героев романа.

    В иллюстрациях Тильберг показал свое знание жизни латышского крестьянства во всех деталях его быта и зарекомендовал себя тонким пейзажистом в сценах, происходящих на фоне природы.

    Типична его иллюстрация, на которой изображена сцена поездки богатого Ванага с шорником Прейманом. Она хороша и остротой, характеристики представителей различных слоев латышской деревни конца прошлого века и поэтичностью пейзажа.

    Выразительна фигура самоуверенного, солидного Ванага, спокойно и даже гордо сидящего в добротной телеге. Он свесил за борт ногу с наивным желанием похвастаться новыми сапогами. Устремив взгляд мимо своего собеседника, он с полным равнодушием слушает суетливую речь последнего.

    Не менее выразительна щуплая фигурка шорника, неудобно примостившегося рядом со своим покровителем. Угодливо изогнувшись, он всячески хочет заинтересовать соседа своей подобострастной болтовней.

    Типичен пейзаж: спокойная гладь широкой; реки с небольшим городком на противоположном берегу.

    Тильберг умеет тонко использовать бытовую обстановку для раскрытия переживаний своих героев. Так, например, в одной из иллюстраций нищенская закоптелая хата с широкой кроватью, на которой вповалку спят голые детишки, помогает раскрыть весь ужас нищеты латышского крестьянства. На фоне этой обстановки ярче воспринимаются образы бедной, изнеможенной трудом крестьянки, согнувшейся над прялкой, и ее мужа, постаревшего раньше времени. Сильные контрасты светотени, динамичная линия углубляют характеристику, подчеркивают трагичность и безысходность положения бедной семьи.

    В ряде иллюстраций большое значение имеет природа, которую Тильберг хорошо знает и тонко чувствует. Так, суровой и величественной красотой проникнут пейзаж с мощными деревьями, под которыми распростерлась несчастная батрачка Анна Осис, в последнюю минуту не решившаяся повеситься. Горе отца, склонившегося над страдающей дочерью, еще больше подчеркивается окружением цветущей природы, утверждающей жизнь.

    Наряду с вышеотмеченными, удачно исполненными иллюстрациями есть у Тильберга и более слабые, бледно характеризующие героев. Такова иллюстрация, рассказывающая о судьбе бывших батраков «Бривиней». В этом недостаток не только Тильберга, но и Упита, не нашедшего ярких красок для заключительной части своего романа.

    Рисунки Тильберга, показавшие основные этапы развития повести, обогатили произведение, сделали его еще более ярким и запоминающимися. В этом большое достоинство иллюстраций Тильберга, в которых он выступил как рисовальщик, хорошо знающий жизнь досоветской латышской деревни.

    Иллюстрации Тильберга раскрыли новую сторону в творчестве художника, которая не нашла достаточно яркого выражения в его живописных произведениях. Они показали Тильберга как мастера жанра, умеющего глубоко раскрыть эпоху.

    В лице Тильберга Латвийская Советская Социалистическая Республика имеет крупного художника, который сохранил реалистические традиции латышского искусства конца прошлого века, талантливо использовал то богатство подлинного мастерства и глубокого знания натуры, которое ему дала русская школа.



    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat | Теги: Янис Тильберг, сидорова, библиотека художника
    Просмотров: 2325 | Загрузок: 282 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено