Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Воскресенье, 19.11.2017, 04:01
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 8.
    06.11.2012, 10:26
    М.Кузьмина

    Аман

    Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 6.

    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4
    Часть 5
    Часть 6
    Часть 7
    Часть 8:

    Среди наиболее значительных образов, созданных в 80-е годы,— молоденькая привлекательная девушка («Цыганка», 1884, Музей искусств РНР, илл. 19). Она стоит на фоне зелени сада и светлого голубого неба, держит корзиночку с вишнями. Привлекательно ее оживленное нежной улыбкой лицо с острохарактерными чертами, густыми бровями, живым взглядом темных глаз. Это образ юности, обаятельно приветливой, чистой, светлой. Но как отличается он своей праздничностью от задумчивых, озабоченных крестьянских девушек И. Андрееску. Скорее его можно связать со «Жницей» Г. Татареску (Музей искусств РНР), идиллический характер которой и сглаженная манера исполнения выявляют новые формы укрепившегося в школах Румынии академизма.

    Теодор Аман. Цыганка, 1884
    Илл.19: Теодор Аман. Цыганка, 1884

    По большей части сцены крестьянской жизни и в других картинах Амана оборачиваются своей праздничной стороной. Излюбленный мотив, к которому художник возвращался неоднократно,— крестьянские танцы —хора или брыулец. Их Аман изображает в различных вариантах: на лужайке около убогой хижины под наигрыш народных инструментов мужчины танцуют живой танец — «Танец брыулец» (Музей Амана); в картине «После сбора винограда» (Музей Амана) изображена праздничная сцена в поле — под массивным с развесистой кроной деревом стоит на телеге бочка с вином, из которой угощаются крестьяне, молодежь в отдалении танцует веселую хору.

    Теодор Аман. Хора в Аниноасе, 1890-е гг
    Илл.23: Теодор Аман. Хора в Аниноасе, 1890-е гг

    Какими здоровыми, счастливыми и веселыми рисует Аман парней и девушек, в опьянении затеявших задорную игру — картина «Шутки за Олтом» (Музей Амана). Образы их мало конкретизированы, похожи друг на друга; сцену этой шуточной игры нарядно одетых любовных пар Аман повторяет в нескольких вариантах, выискивая все более динамичный ритм построения композиции.

    Особой тщательностью исполнения, правдивостью и поэтичностью отличаются «Хора в Аниноасе» (1890, Музей искусств РНР, илл. 23); вариант ее в Музее Амана и «Хора» (Музей искусств РНР, вклейка между стр. 32 и 33), по существу также вариант предыдущей композиции. В центре картины изображены танцующие хору крестьяне на деревенской улице. Художник стремится передать бурный ритм народного танца, гармоническое сочетание залитого солнцем пейзажа и одетых в светлые национальные костюмы людей. Отдельные фигуры столь живы и конкретны в своих неповторимых характеристиках, что кажутся портретными изображениями.

    Теодор Аман. Хора, 1881-1883
    Теодор Аман. Хора, 1881-1883

    За год до смерти, последовавшей в 1891 году, Аман сумел создать это произведение, одно из самых поэтичных и светлых, пронизанное любовью к народу, во имя процветания которого он творил всю свою жизнь.

    До последних дней жизни много времени и сил отдавал Аман педагогической работе. Большая мастерская Школы изобразительных искусств помещалась в верхнем этаже здания Бухарестского университета. Поднимаясь наверх, Аман в шутку, но не без умысла говорил: «Когда нам удастся спустить искусство к людям с этих олимпийских высот!» (1).
    (1). Цит. по кн.: R. Bogdan, Theodor Aman. Bucuresti, 1955, p. 103.
    Занятия в школе шли интенсивно. Аману удалось собрать талантливых педагогов и много одаренной молодежи. Не было в Румынии талантливых художников, не прошедших эту школу.

    Однако правительственные круги пренебрежительно относились к школе, которую собирались закрыть и на содержание которой отпускали мизерные средства.

    Оказывая стоическое сопротивление властям в период наиболее тяжкий для школы, Аман уже к концу жизни решил обратиться с ходатайством об изменении условий работы: «Вот уже двадцать пять лет и занимаю пост директора Школы изобразительных искусств,— писал он в своей докладной записке в министерство в 1889 году,— и вот уже двадцать один год, как я довольствуюсь за исполнение этой должности мизерным окладом 314 лей в месяц, только из желания увидеть, как зачинается искусство в нашей стране. Известно, что подобные оклады выплачиваются многим рядовым служащим...» Отмечая далее плодотворную деятельность школы, Аман констатирует, что она подготовила уже не одно поколение национальных художников, отдавших силы на благо укрепления культуры, цивилизации в стране, что ее выпускники плодотворно работают преподавателями художественных дисциплин в различных учебных заведениях страны. «Следовательно,— заканчивает Аман,— моя цель служить родине достигнута. Остается только посмотреть, смогу ли я продол-
    жать это дело в подходящих условиях» (2).
    (2). Цит. по кн.: R. Bogdan, Theodor Aman. Bucuresti, 1955, p. 106.
    Несмотря на эту совершенно обоснованную просьбу художника, условия работы для него изменены не были, он не получил прибавки жалованья, но у него не хватило сил уйти из школы, которую он основал и где пользовался такой любовью и уважением со стороны учащихся. До конца жизни оставался он на своем посту.

    Большое внимание уделял Аман преподаванию рисунка. Эту дисциплину он вел посменно со своим коллегой Г. Татареску. Вместе с учениками Аман радовался их удачам.

    Учитель сердечно относился к своим ученикам, он был всегда готов ходатайствовать за них перед властями, об этом свидетельствуют многочисленные письма и прошения Амана в различные инстанции. Он сам всячески поддерживал учеников, вплоть до помощи материальной. Известно, что некоторое время в его доме и на его содержании находился один из талантливых румынских живописцев — Михаил Дан, - которому Аман помог получить художественное образование.

    Оставаясь на протяжении всей своей жизни сторонником академической системы образования, Аман умел видеть и ценить положительные стороны в работах художников, писавших в более свободной манере. Одним из первых он высоко оценил и поддержал произведения Н.Григореску. Никогда ни тени зависти или неблагожелательства он не высказывал по отношению к Григореску и впоследствии, даже когда сам оказался в весьма стесненных обстоятельствах, почти лишенный каких бы то ни было заказов.

    Искренне радуясь каждому новому проявлению национальных талантов, Аман до конца оставался настоящим румынским патриотом, пламенным поборником развития румынской культуры. Таким предстает он перед нами со страниц своих писем, статей, докладов: «С самого раннего детства, любя искусство, я посвятил себя ему,— писал Аман.— Все мои работы имели целью быть полезными родине. Я один из тех, кто хотел бы внести свой посильный вклад в гражданское национальное дело развития искусства в Румынии. Из всех искусств живопись и скульптура привлекли меня больше всего, и особенно живопись как наиболее сильное средство для выражения мысли и чувства, возвеличивающего нацию. Она одухотворяет историю, сохраняет для родины портреты великих людей... Моим желанием было и остается повлиять на основание в Румынии школы живописи, которая со временем, развиваясь, смогла бы стать великой национальной школой» (3).
    (3). Scurta istorie a artelor plastice in RPR sec. XIX», v. II, Bucuresti, 1958, p. 122—123.
    Поздний «Автопортрет» художника (Музей искусств РНР) позволяет увидеть не только внешний облик большого человека, но и его внутренний сложный мир. Этот скромный портрет, необычайно красивый по цветовой гамме, густой, теплой, насыщенной, свидетельствует о глубоком тяготении художника к правде жизни, к простоте. Перед нами художник-патриот, отдавший лучшие свои помыслы и силы служению родине, созданию национального искусства. Это гуманист и мечтатель, предвосхитивший в своих мечтаниях то, что осуществилось в Румынии спустя полвека после его смерти.

    «Мы будем скоро самыми великими людьми,— писал Аман в одном из писем к Б. Исковеску,— так как скоро наступит расцвет Румынии и искусство будет в почете, а художник — во славе»(4).
    (4). Цит. по кн.: R. Bogdan, Theodor Aman. Bucuresti, 1955, p. 119.
    Действительно, искусство Амана в наши дни нашло своих настоящих ценителей — свободный румынский народ, строящий счастливую жизнь; его искусство стало достоянием не только румынского народа, но вошло и в сокровищницу мировой художественной культуры второй половины XIX века.


    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 1613 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено