Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Четверг, 19.10.2017, 06:19
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 7.
    06.11.2012, 09:20
    М.Кузьмина

    Аман

    Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 6.

    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4
    Часть 5
    Часть 6
    Часть 7:

    Русско-турецкая война 1877—1878 годов, всколыхнувшая все классы румынского общества, заставляет Амана еще ближе и непосредственнее обратиться к окружающей его действительности. Вне зависимости от корыстных целей, преследовавшихся царским правительством России в этой войне, она несла освобождение народам, веками порабощенным Османской империей.

    Война была популярна у русских солдат, совершавших подвиги массового героизма. В ней принимали участие выдающиеся представители русской культуры: Гаршин, Верещагин, Каразин и многие другие.

    Наряду с русскими войсками в войне участвовали румынские войска и болгарские ополченцы. Многие румынские художники стали военными корреспондентами. Григореску, Верона, Обедяну следовали вместе с продвигающимися войсками, отображая в своих правдивых произведениях все стадии военной кампании.

    Аман, так же как и его замечательные современники, не остался в стороне от этих важных исторических событий. Болезнь помешала ему принять в них непосредственное участие, однако в ряде рисунков, исполненных в это время, мы видим изображение представителей различных родов войск, казаков, кавалеристов: «Русский офицер верхом», «Казак» и др. Одни из набросков, «Штурм»,— замысел батальной композиции, которую думал написать, в эти годы художник.

    Русско-турецкая война принесла Румынии долгожданную государственную независимость. На некоторый период положение в стране стабилизировалось. Приобретенный суверенитет породил у части либерально настроенной интеллигенции иллюзии полного разрешения наболевших национальных и социальных вопросов, осуществления всенародных чаяний и надежд. Эти иллюзии были тем бесплоднее, чем дальше от реальной жизни народа находились представители румынской культуры, многие из которых уже в эти годы замкнулись рамками личных переживаний.

    По существу, все плоды обретенного суверенитета достались господствующим классам; положение народных масс в стране и после окончательного завоевания национальной независимости не изменилось к лучшему. Напротив, дальнейший нажим буржуазно-помещичьего правительства, «чудовищной коалиции», Карла Гогенцоллерна вскоре вызывает бурную реакцию разоряющегося крестьянства. Стихийные крестьянские бунты вспыхивают к концу 80-х и в 90-е годы с ожесточенной силой. Они завершаются исключительным по своей массовости крестьянским восстанием 1907 года, потопленным в крови десятка тысяч расстрелянных и замученных крестьян.

    Не улучшилось и положение в области развития культуры и искусства Румынии. Карл Гогенцоллерн поручал наиболее ответственные высоко-
    оплачиваемые заказы иностранцам, игнорируя румынских художников. По справедливому замечанию Амана, «румынское искусство ничем не было ему обязано» (1).
    (1) „Scurta istorie a artelor plastice in RPR sec. XIX", v. II, Bucuresti, 1958.
    Положение самого Амана изменилось к худшему. Он почти не получал заказов; последние годы жизни были отравлены закулисными интригами. Па протяжении 80-х годов характер его творчества значительно изменяется. В это время он меньше работает над картинами на исторические темы, возможно, считая, что создал немало, способствуя народно-освободительной борьбе за национальную независимость родины.

    Правда, к этому периоду относится его последняя большая историческая композиция — «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша»
    (Музей искусств РНР, вклейка между стр. 48 и 49), оставшаяся, к сожалению, незаконченной. По замыслу и характеру исполнения она является одной из самых значительных в творческом наследии Амана и свидетельствует о поисках новых, более выразительных средств, о совершенствовании художественного мастерства. Композиция эта явилась частью задуманного художником цикла работ на сюжеты из истории Мунтении времени правления Влада Цепеша.

    Теодор Аман. Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша, 1886
    Теодор Аман. Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша, 1886

    Образ непримиримого борца за сильное единое государство был одним из центральных в творчестве Амана. На этот раз художник обратился к истории бунта бояр в Тырговиштах, раскрытого и жестоко подавленного Цепешем.

    Сохранились рисунки и акварели, в которых художник намечает последовательные этапы происходивших событий: он изображает бояр, застигнутых во время пира воинами Влада Цепеша, шествие пленных бояр на строительство в Поенари после подавления бунта и расправы с зачинщиками, строительство дворца Цепеша в Поенари. Каждая из композиций имеет свое совершенно оригинальное решение. Более жанровый характер носит сцена строительства дворца, в которой переданы размеренный ритм работ, неторопливые движения полуобнаженных строителей, работающих под охраной стражи. Исполнена драматизма сцена шествия на работы осужденных бояр; среди них — женщины, заламывающие в отчаянии руки или поддерживающие уставших ребятишек. Воины подгоняют отстающих. А вдали видно горящее селение и устрашающее место расправы с зачинщиками заговора. Трупы их подняты на высокие шесты, врытые в землю. Аман начал осуществлять в масле первый из намеченных в подготовительных работах эпизодов истории бунта бояр — композицию «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша».

    К теме разоблачения и наказания заговорщиков Аман обращался неоднократно. В период его работы над историей Лапушняну он выполнил эскиз «Воины Лапушняну захватывают бояр-заговорщиков», в котором стремился передать общий мрачный характер сцены, полутемное сводчатое помещение дворца, настроение смятения и беспорядка.

    В картине «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша» художник акцентирует иные моменты: раскрывает остроту драматической коллизии, разнообразие человеческих чувств и переживании. Этому замыслу он подчиняет композиционное решение, крупным планом изображая людей, образующих фризообразную группу, развертывающуюся в неглубоком пространстве. Аман переносит мир бояр-заговорщиков из стен дворца на природу— в сад. Вокруг большого стола, покрытого белой скатертью и уставленного яствами, только что сидели спокойно пировавшие люди, среди них были женщины и дети. Теперь, смятенные, напуганные, они стремятся ускользнуть от настигающих их воинов Цепеша. В страхе льнут к своим матерям дети. Среди испуганных, растерянных людей выделяется пожилая женщина в лиловом одеянии и белом платке. Сохраняя выдержку и спокойствие, она зорко всматривается, как бы отыскивая возможность спасения. К ней приникла светловолосая девочка в голубом атласном платье. Хорошо найден силуэт группы, в центре композиции — высокая статная боярыня, в страхе прижимающая к себе сына. Близкая точка зрения, выбранная художником, как бы позволяет вплотную подойти к изображенным людям, всмотреться в их лица, прочитать чувства и мысли, их волнующие.

    Жизненны отдельные законченные фрагменты второго плана, в частности тонко написанные фигуры спорящих женщин, экспрессивных, живых по движениям. Здесь сказалась плодотворность работы Амана над жанровыми композициями и многочисленными зарисовками с натуры. Отличительная черта этой последней исторической картины Амана — ее звучный, светлый колорит, построенный на сочетании серо-голубых, розовых, зеленых, золотистых, лиловых тонов; сверкающие краски напоминают об изысканных по цвету этюдах с натуры.

    Которые позволяют говорить о больших возможностях его как колориста. Интересно отметить, что даже пейзажный фон картины «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша» — белый дом с красной крышей, утопающий в зелени, и голубое небо с бегущими по нему облаками — можно встретить в пейзажных этюдах этого периода. Задачи решения пленэра: звучная, светлая живопись переходят из этюдов в
    картины художника.

    Работа с натуры очень привлекала Амана и в поздний период его творчества. Именно в этих произведениях с наибольшей силой проявилось тяготение его к красоте н правде жизни, его колористический дар (хотя в ряде работ этого рода со всей очевидностью звучат ноты идеализации). Он создавал небольшие жанровые сценки; среди них много изображений его близких в привычной обстановке уютного дома, пейзажи, портреты, интерьеры, натюрморты.

    Живописные достоинства картин Амана в 80-е годы в более светлой звучной палитре определяются его новым подходом к задачам мастерства, интересом к живописи на плэнере.

    Солнцем и светом напоены пейзажные этюды художника. Относившийся ранее несколько пренебрежительно к пейзажному жанру, отдавая предпочтение жанру исторической живописи, Аман к концу жизни все острее ощущает своеобразную красоту родной природы. Правда, для него природа — место действия человека, его пейзажи чаще оживлены фигурками людей — прогуливающихся, отдыхающих, работающих. И даже там, где люди не изображены, их  присутствие постоянно чувствуется, так как Аман предпочитает писать «обжитые» пейзажи, главным образом это виды его сада и дома в Бухаресте, нарядной Синаи.

    Светлое голубое небо с бегущими облаками, сочная густая зелень травы, массивные купы деревьев, среди которых краснеют крыши приветливых белых домиков, пышно распустившиеся цветы на клумбах — таковы излюбленные мотивы художника. Как резко отличаются эти нарядные, праздничные картины от изображений пейзажа Румынии в произведениях младшего современника Амана — Иона Андрееску, чья взволнованная кисть оставила нам картины типичного румынского пейзажа, широких холмистых равнин, убогих покосившихся лачужек, журавлей деревенских колодцев, полуразвалившихся домишек городской бедноты.

    Теодор Аман. Слушают цыган, 1880-е гг
    Илл.22: Теодор Аман. Слушают цыган, 1880-е годы

    В картинах Амана перед нами встает иной мир — спокойный, зажиточный, безмятежный. В богато обставленных комнатах бухарестского дома художника собирается общество: нарядные дамы и кавалеры устраивают костюмированные балы, музицируют, отдыхают, иногда развлекаются, приглашая народных музыкантов — странствующих цыган. «Бал в мастерской», «Концерт», «Слушают цыган» (Музей искусств РНР, илл. 22), «Семейный праздник» (частное собрание), «В большой мастерской художника» — целая серия картин, изображающих отдельные эпизоды жизни людей того круга, к которому принадлежал Аман. В этих картинах преобладающим является чувство декоративности; художник увлекается красотой цветовых сочетаний, контрастами светлых нежно-голубых, сиреневых, розовых оттенков женских туалетов и строгих темно-коричневых, черных, темно-лиловых мужских костюмов. Он стремится передать воздух и свет, атмосферу легкой, праздничной жизни, не слишком задумываясь над раскрытием задач психологического характера. В некоторых из этих картин явно проскальзывает элемент самолюбования, удовлетворения окружающим миром, видами красивой, упорядоченной рукой человека природы, ценными, а подчас безвкусными вещами.

    Черты идеализации проявляются не только в жанровых картинах. Они заметны и в картинах этого времени на крестьянские темы. Идиллический характер трактовки Аманом крестьянской темы в поздний период особенно ощутим при сравнении его картин с произведениями на сходные темы И. Андрссску или Н. Григорсску, это заметно даже при сравнении их с более ранними работами самого Амана, особенно с его гравюрами, в которых художник создал яркие правдивые образы румынских крестьян. И все же лучшие из поздних картин Амана на крестьянские темы представляют большой интерес. Они привлекают нас своей красочностью, оптимизмом, поэтичностью мировосприятия; они согреты неподдельной симпатией художника к простым людям.

    Часть 8

    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 1547 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено