Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Понедельник, 18.12.2017, 08:04
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 6.
    06.11.2012, 08:30
    М.Кузьмина

    Аман

    Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 6.

    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4
    Часть 5
    Часть 6:

    Аман был в первых рядах румынских деятелей культуры, горячо сочувствовавших страданиям болгарского народа, который на протяжении веков страдал, как и румынский народ, под ярмом турецких завоевателей. Охватившее художника чувство гневного негодования к карателям туркам, глубокого сострадания к болгарским патриотам он передал в картине «Резня болгар турками» (1877, Музей искусств РНР, илл. 20). Как резко отличается это полотно от ранних произведений Амана на сходные темы! Достаточно сравнить его с композицией «Опустошение Рущука» (1802, Музей Амана), где расправа с населением турецкого местечка представлена в виде сцены похищения прекрасных турчанок, где элементы экзотики и псевдоромантики, внешняя красивость, а вместе с тем и манерность в изображении движений, искаженных гримасами лиц пленниц производят впечатление рассчитанной на внешний эффект занимательной картинки салонного художника, развлекающего публику.

    Аман. Резня болгар турками
    Илл.20: Теодор Аман. Резня болгар турками, 1877

    Картина «Резня болгар турками» решительно отличается от подобной трактовки темы но самой концепции. Здесь нет ничего ложного — это правдивое изображение кровавых злодеяний. Кисть глубоко взволнованного художника раскрывает страстный протест против совершающихся насилий, искреннее сочувствие страдающим болгарам.

    В подготовительном рисунке, свободно исполненном беглыми динамичными штрихами, Аман стремился передать общий характер сцены, направление движения смятенной толпы, расположение наиболее характерных групп и фигур переднего плана: упавшую женщину, которая стремится прикрыть своим телом ребенка, турецкого карателя, в ожесточении шагающего по трупам. Однако окончательного решения композиции в рисунке еще не получилось: слишком разреженной, почти пустой оставалась его правая сторона.

    В картине, сохранив основное диагональное направление движения толпы, найденное в рисунке, Аман дал законченную композицию, поместив в ее правой части типичные болгарские постройки, замкнувшие узкую улочку. Мечущиеся люди оказались стиснутыми с обеих сторон домами, и это усилило впечатление царящего в картине смятения, сутолоки тесноты. На переднем плане у стены дома справа художник изобразил группу истерзанных болгар; в глубине улицы, как бы возвышаясь над всей этой сценой резни, видны фигуры турецких кавалеристов. Мрачное спокойствие, самоуверенность здоровых, хорошо вооруженных рубак карательного отряда противопоставлены отчаянным усилиям безоружных болгар — стариков и женщин.

    В этой картине Аман сумел найти очень динамичную композицию, раскрывающую замысел. Взгляд зрителя прежде всего привлекают массовые сцены резни на переднем плане слева. Развертывающееся по диагонали в глубь картины движение народа прерывается фигурами турецких кавалеристов, едущих навстречу толпе и возвращающих взгляд зрителя к переднему плану уже в правом углу картины, где мы вновь видим фигуры замученных болгар. Аман акцентирует основную тему — страдания героически сопротивляющихся безоружных болгарских патриотов, избиваемых беспощадными в своем зверстве карателями.

    Прекрасно передал художник особенности местного колорита болгарского селения, характер построек с сильно нависающими черепичными кровлями, своеобразие национальных костюмов и т. п., но главное — он добился большой эмоциональной силы выражения. Узкая улица вся заполнена народом, густой черный дым пожарищ застилает небо, оранжево-красные языки пламени видны в окнах домов. Беспокойство, напряженность сцены подчеркнуты не только композиционным построением, ее линейным ритмом, но и распределением масс света и тени и особенно колоритом картины, построенным на сочетании насыщенных сине-серых, коричневатых, черных тонов, среди которых сверкают ярко-красные, оранжевые пятна -чалмы турок, языки пламени; белеют рубахи и кофты болгар.

    К сожалению, картина «Резня болгар турками» не была завершена. Но даже в том виде, в котором она дошла до наших дней, она производит сильное впечатление и свидетельствует о той подлинной эмоциональности, которой добился Аман в своем искусстве в поздних работах. Несмотря на то, что большую часть времени художник был занят работой над историческими композициями и многочисленными гравюрами, он все же находит время и возможность писать небольшие картины и этюды с натуры. В них выражается его стремление к решению колористических задач, поиски гармонического начала, поиски подлинной красоты.

    В этих работах как бы находит продолжение та линия творчества, которая прослеживается с самого начала его деятельности и выражается в таких произведениях, как отмечавшиеся «Первое ателье художника в годы учения», «Портрет дамы с собачкой» и ряде других.

    С подлинным блеском написан этюд «После купания» (1873, Музей Амана, илл. 14). Просто и естественно движение сидящей модели. Ее обнаженное тело, сияющее нежнейшими розоватыми и золотистыми тонами, выделяется на мягком зеленовато-оливковом фоне. Гармонично сочетаются с общим теплым тоном темные коричневые и золотистые тона ее гладко расчесанных волос.

    Теодор Аман. После купания, 1873

    Мастерски объединены в картине «У окна верхней малой мастерской» (Музей Амана, илл. 16) интерьер, пейзаж и портрет. У большого окна, занимающего почти всю стену до самого пола, изображена спокойно сидящая на стуле молодая женщина. Она погружена в задумчивое созерцание открывающегося перед ней вида. Тонкий профиль ее привлекательного лица и вся фигура освещены ровным рассеянным светом, проникающим с улицы и сообщающим сцене настроение умиротворенности и тишины.

    Теодор Аман. У окна верхней малой мастерской, 1880 (?)
    Илл.16: Теодор Аман. У окна верхней малой мастерской, 1880 (?)

    Строги и просты отодвинутые к краям окна занавеси; единственная вертикальная перекладина рамы не мешает рассмотрению расстилающегося за окном пейзажа старого Бухареста, более похожего на провинциальный, чем на столичный город. Одинокая фигура путника на дороге, несколько домиков, вдали купол церкви — унылая, тихая картина, гармонирующая с настроением тишины и покоя, царящими в комнате, переданными в позе и задумчивом выражении лица женщины. Мягкий свет объединяет все компоненты картины воедино. Здесь нет ниодной лишней детали.

    Такой же непосредственностью и жизненностью отличается «Автопортрет» этого периода (1874, Музей Амана, на обложке). Перед нами уже не молодой человек с пышной шапкой каштановых волос. Его бледное лицо с кое-где обозначившимися скорбными морщинами энергично моделировано светотенью; густые сдвинутые брови, тревожный взгляд еще выражают непреклонную волю к борьбе, к созиданию.

    Теодор Аман. На улице в Кымпулунге, 1875
    Илл.17: Теодор Аман. На улице в Кымпулунге, 1875

    Постепенно живопись Амана становится более пленэрной. Чище и светлее краски в написанных на открытом воздухе этюдах. Больше света и простора ощущается в картине «На улице в Кымпулунге» (1875, местонахождение неизвестно, илл. 17), где художник противопоставляет группы нарядно одетых прогуливающихся буржуа бедным жителям, занятым делами около своих скромных домишек.

    ***
     
    Часть 7
    Часть 8

    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 1711 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено