Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Воскресенье, 19.11.2017, 10:02
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 5.
    11.10.2012, 08:32
    М.Кузьмина

    Аман

    Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 5.

    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4
    Часть 5:

    70-е годы явились наиболее плодотворными в развитии творческой индивидуальности Амана. Прежде всего они ознаменованы его увлечением
    гравюрой и особенно офортом. В Румынии Аман явился одним из пионеров этого вида искусства. У себя в доме художник устроил хорошо оборудованную мастерскую и здесь переводил в гравюры свои многочисленные зарисовки с натуры, портреты, пейзажи, бытовые и исторические композиции.

    Одна из его первых уже упомянутых нами гравюр— «Лапушняну показывает жене отрубленные головы крамольных бояр» — носит следы известной сухости, нарочитой проработанности деталей, хотя и в ней уже проявились те качества раскрытия психологического содержания образа и чувство гармоничного соотношения тонов, которые будут отличать его лучшие последующие работы.

    Постепенно осваивая технические трудности эстампа, Аман вскоре переходит к манере более свободной, воздушной, светлой. Он внимательно изучает произведения мастеров европейской, и в первую очередь французской, гравюры и литографии, подчас подражая некоторым известным французским художникам. Воздействие алжирских и марокканских работ главы французских романтиков Э. Делакруа, но еще больше — утонченно декоративного искусства Э. Изабе ощутимо в гравюрах Амана на восточные темы: «Восточная музыка», «Прогулка султанши» (Музей Амана). В них художник отдает дань увлечению экзотикой Востока, поискам красоты и пластичности медлительных
    движений восточных женщин.

    В духе Э. Гаварни выполнена жанровая сцена «В магазине». Нарядная дама примеряет перчатки, разложенные перед ней на прилавке миловидной продавщицей. По типажу, по костюмам и окружающей обстановке, по композиционному
    приему и даже по манере исполнения артистичными круглящимися линиями эта гравюра напоминает многие произведения французского художника.

    Национальная самобытность Амана особенно проявляется в гравюрах на крестьянские темы. Острота крестьянского вопроса, не разрешенного
    половинчатыми аграрными реформами А. Кузы и еще более заострившегося после прихода к власти «чудовищной коалиции», привлекла внимание всех прогрессивных общественных деятелей Румынии. Крестьянская тема прочно входит в литературу, являясь одной из ведущих в искусстве. Она становится основной в творчестве младшего современника Амана — крупнейшего румынского художника Н. Григореску. Воздействие Григореску на современных ему художников Румынии было исключительно сильным, ни один из передовых мастеров того времени не прошел мимо его взволнованных, правдивых, проникновенных произведений. Не избежал воздействия Григореску и Аман.

    Правда, Аман искал свои мотивы и свое выражение темы. Наиболее яркие, сильные, правдивые крестьянские образы он создал в гравюре. И если его живописные работы уступают произведениям Григореску, то лучшие графические работы могут стоять в одном ряду с рисунками этого вдохновенного поэта румынского крестьянства.

    Среди гравюр Амана мы встречаем портретные изображения, наброски характерных типов, сцены труда и быта румынских крестьян. Глубоко правдив и выразителен образ «Деда Нягу» (Музей искусств РНР) своей суровой задумчивостью, умиротворенным выражением изборожденного морщинами старческого лица. Художник подчеркивает в его образе большую внутреннюю силу, энергию, доброту. Хмурость, настороженность, беспокойство переданы в облике «Нищего» (Музей Амана) — одном из наиболее значительных народных типов, созданных Аманом.

    Подлинным артистизмом отличаются гравюры, в которых перед нами предстают крестьяне различных областей Румынии. Спокойно сложив руки, стоит молоденькая кокетливая крестьянская девушка в национальном костюме — «Крестьянка из Влашки» (Музей Амана). Темная подбитая мехом душегрейка подчеркивает изящество девичьей фигурки; белая нарядная кофточка, пестротканый фартук и бусы дополняют ее живописный наряд. Несколькими легкими штрихами художник намечает окружающую обстановку, воздушную среду, подчеркивает пространство.

    Верно передан яркий солнечный свет, озаряющий фигуры крестьянки и ее ребенка, остановившихся у порога бедной деревенской хибарки,
    в гравюре «Перед домом» (Музей Амана). Но Амана больше занимают сами люди, пристально всматривается он в их суровые лица. Одеты они совсем бедно, почти нищенски — и повязанная платком босоногая женщина и взлохмаченный сидящий на земле ребенок; сколько упрямого недоверия в его склоненной голове, во взгляде исподлобья. То же выражение загнанного зверька и хмурый взгляд больших темных глаз в лице мальчика-цыганенка, бродячего маленького музыканта, играющего на скрипке. Недоверчиво смотрит он на нас, водя смычком по инструменту, его оборванный армяк с чужого плеча сползает лохмотьями. На земле рядом с ним сидит другой мальчонка в шляпе, темном зипуне, босоногий, со скрипкой на коленях. И здесь правда жизни покоряет и убеждает: так выразительны серьезные лица ребятишек, так неприкрашенны их глубокая боль, их нищенство, что никакие детали их странных костюмов не отвлекают внимания от существа изображенного — необычайных тягот, переносимых этими ребятишками.

    Теодор Аман. Крестьянин с шапкой в руке.
    Илл. 24: Крестьянин с шапкой в руке

    Глубоко убедителен и правдив созданный Аманом образ "Крестьянина с шапкой в руке» (Музей Амана, илл. 24). Молодой крестьянин в оборванной национальной одежде стоит среди поля, держа в руке шапку. Копна темных спутанных волос оттеняет его лицо, выражающее глубокую печаль, раздумье. Художник взял низкий горизонт, едва наметил под ногами крестьянина густую высокую траву; фигура больше чем наполовину выделяется на фоне светлого неба. Внимание зрителя приковывает к себе худощавое характерное лицо, большие темные глаза с выражением настороженности, ожидания. Резкие контрасты темного и светлого вносят ноту напряженности, скрытой энергии в решение образа.

    Аман передает в изображении крестьян свое теплое сочувствие к их трудовой доле, свое участие и раздумье по поводу беспросветности их существования. В композиции «Варят мамалыгу» (Музей Амана, илл. 25) он нарисовал крестьянскую семью, собравшуюся у очага. Яркие отблески огня освещают серьезные лица ожидающих скромный ужин людей — молодую женщину, которая помешивает в котле варево, задумавшуюся старуху, детей. В просвете открытой двери видна убогая деревенская улица. Возвращается с работы хозяин.

    Теодор Аман. Варят мамалыгу.
    Илл. 25: Варят мамалыгу

    Зачастую Амана привлекают сцены труда, образы людей различных профессий, занятых своим делом. Сидит на земле перед жаровней погруженный в работу лудильщик,  вокруг него навалены различные предметы, за починкой которых его изобразил художник, - "Лудильщик" (Музей искусств РНР). Задумчиво смотрит на своего кормильца, отдыхающего бурого мишку, оборванный цыган — «Поводырь с медведем» (Музей Амана, илл. 27). Художник хороню знает и умеет рисовать животных— волов, буйволов, коней. Много раз повторяет он сцены «Запряжка волов», «Буйволы», «Волы» (Музей искусств РНР), демонстрируя свое мастерство художника-анималиста.

    Теодор Аман. Поводырь с медведем.
    Илл. 27: Поводырь с медведем.

    Одна из наиболее вдохновенных и поэтичных гравюр Амана — «Обед в поле» — воссоздает обед крестьян во время сенокоса. Пятна белых платков и кофт женщин, их черные юбки выделяются среди тонких сероватых штрихов, острых и живописных, прекрасно передающих фактуру сухого сена. В небольшой по размеру гравюре художник сумел воплотить реальную картину, аромат жаркого летнего дня, дружную трудовую атмосферу, царящую в крестьянской семье.

    Если в гравюрах Амана в 70-х годах преобладает крестьянская тема, то в живописи он продолжает работать главным образом над историческими картинами. В эти годы он создал свои наиболее зрелые исторические композиции.

    Обогащенный опытом работы с натуры, общением с молодыми силами национальных художников, и прежде всего с Григореску, а главное, вдохновленный тем новым подъемом освободительного движения, который охватывает в этот период порабощенные Османской империей страны, Аман обретает подлинную вдохновенность и силу. Именно в этот период он пишет уже рассмотренные нами картины «Изгнание турок из Кэлугэрень», «Смерть Лапушняну», «Штефан Великий и его оруженосец Пуриче», а также «Тудор Владимиреску» (Музей искусств РНР, илл. 18) и «Резня болгар турками»; две последние имеют особое значение в творческом наследии художника.

    Теодор Аман. Тудор Владимиреску 1874-1876
    Илл.18: Теодор Аман. Тудор Владимиреску 1874-1876

    Работа над образом предводителя крестьянского восстания в Валахии Тудора Владимиреску глубоко увлекла Амана. Личность этого замечательного военачальника и пламенной души человека, возглавившего крупнейшее крестьянское восстание 1821 года, пользовалась в Румынии необычайной популярностью. Для художника имя Владимиреску было особенно притягательным: с ним были связаны воспоминания детства и рассказы отца.

    Аман создал портретное изображение исторического деятеля, так как фигура Владимиреску занимает большую часть картины. Представленный как вождь, он стоит около палатки на фоне военного лагеря. На нем высокая шапка, костюм предводителя пандуров. Его мужественное молодое лицо со сдвинутыми бровями, с острым взглядом дышит силой, энергией. Взятый художником низкий горизонт и соответствующий ракурс способствуют выявлению особой монументальности, значительности образа.

    Несмотря на недостатки рисунка и некоторую сухость цвета, картина все же производит впечатление благодаря удачно найденному образному решению. Таким, каким изобразил Аман Тудора Владимиреску, он до сих пор живет в представлении народа. Аман повторил композицию «Тудор Владимиреску» в полотне меньшего размера (Музей Амана), а также в гравюре, и в гравюре же создал вариант погрудного портрета румынского патриота» привлекающий большой психологической глубиной раскрытия бесстрашного и благородного характера.

    С наибольшей силой эмоциональная насыщенность искусства Амана проявилась в работах на сюжеты современности. Как истинный сын своего времени, художник не мог пройти мимо широкого революционного движения, захватившего в 1876 году соседнюю с Румынией Болгарию, движения, со зверской жестокостью подавленного турецкими карателями. Расстреляны и замучены были не только руководители восстания, подвергалось уничтожению мирное население целых городков и поселков.

    В защиту болгарского народа-мученика выступили лучшие деятели культуры многих стран. С обостренным вниманием и сочувствием к ним отнеслись передовые русские писатели, художники, критики-демократы, резко обличавшие бесчеловечный облик турецких захватчиков, выражавшие готовность русского народа прийти на помощь болгарским братьям.

    Часть 6
    Часть 7
    Часть 8

    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 1570 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено