Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Понедельник, 18.12.2017, 08:03
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 4.
    06.10.2012, 14:23
    М.Кузьмина

    Аман

    Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 4.

    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4:

    С 60-х годов крестьянская тема прочно входит в творчество Амана. К этому времени относятся его композиции «Олтянская хора» (1866, Музей искусств в Яссах), «Крестьянки, стирающие у колодца» (Музей Амана), рисунок «Крестьянка, несущая на голове кувшин» (библиотека Академии
    наук РНР, Кабинет эстампа) и другие.

    Однако вплоть до 1878 года, до полного освобождения Румынии от турецкой зависимости, основной темой творчества Амана остается тема исторической борьбы румын с турками за национальную независимость и свободу. Художник обращается к славным периодам исторического развитии княжеств, к временам правления Михая Храброго, Штефана Великого, успешно защищавших суверенитет княжеств. Его привлекали также бурные события, связанные с междоусобицами бояр и народными движениями, с борьбой за укрепление централизованной власти. Своим творчеством Аман стремился дать пример патриотического служения родине. На протяжении 60-х годов он создает исторические композиции: «Опустошение Рущука» (1802, Музей Амана), «Влад Цепеш и турецкие послы» (Музей искусств РНР, илл. 9), «Михай Храбрый принимает турецких послов с подарками султана» (1864, Музей Крайовы), «Михай Храбрый глядит на отрубленную голову Батория» (1865, Музей Амана) и др.

    Т.Аман. Влад Цепеш и турецкие послы, 1860-е гг.
    Илл. 9: Влад Цепеш и турецкие послы, 1860-е гг.

    В эти годы живописная манера Амана претерпевает значительные изменения; углубляется психологическая трактовка художественно-образного решения, мастер постепенно отказывается от внешнего использования эффектов освещения, от нарочито подчеркнутой драматической ситуации, отличавших его первые исторические картины.

    Редко привлекает Амана лирическая тема, судьба отдельного человека; большинство исторических, и в первую очередь батальных, картин повествует о судьбах народа, о борьбе и страданиях. Это сложные многофигуриые композиции, в которых главными действующими лицами являются не отдельные герои, а народ.

    Батальные картины Лмана разнообразны по композиционным решениям, по обрисовке обстановки, пейзажа, в которых происходили сражения. Ряд его батальных полотен открывает написанная еще в 1859 году «Битва румын с турками на острове св, Георгия» (Музей искусств РНР). Битва эта происходила в 1595 году, во время правления Михая Храброго, недалеко от города Джурджу. Аман изобразил жестокий бой, развернувшийся при переправе войск на остров. Спокойному, величественному пейзажу, широкой глади Дуная, мягким, спокойным линиям пологих холмов у горизонта противопоставлены динамика сражения, напряжение людей, смешавшихся в схватке.

    И в других батальных полотнах Аман предпочитает изображать сражение, когда каждый из участников предстает в предельном напряжении физических и нравственных сил. В «Битве под Плонином» (Музей искусств в Яссах), повествующей о победе молдаван в 1359 году (1), он дает изображение более крупным планом и по сравнению с предыдущей картиной уменьшает число участников битвы. Художник как будто приблизился к ним, он стремится передать разнообразие выражений суровых лиц наступающих, искаженные страданием, ужасом лица раненых и убитых.
    (1) После смерти Амана картину иногда ошибочно называли „Битва в Косьминском лесу"; эта битва происходила в 1497 году и окончилась победой молдаван во главе со Штефаном III над польскими войсками.
    Правдиво передана обстановка битвы — чаща леса, завалы, сквозь которые приходится пробираться воинам; лучи солнца, проникающие сквозь густую листву деревьев, освещают лица и фигуры некоторых из них, в то время как другие почти целиком погружены в тень и едва различимы. Пользуясь эффектами светотени, Аман объединяет все элементы картины. С каждой новой работой нарастает мастерство художника. Оно проявляется наиболее ярко в полном динамики полотне «Изгнание турок из Кэлугэрень» (1872, Музей искусств РНР, илл. 13), посвященном одной из славных страниц румынской истории — блистательной победе войск Михая Храброго над турками. Самим названием этой композиции Аман хотел подчеркнуть свободолюбивые устремления румынского народа, в 70-е годы XIX века вновь поднимающегося на решительную борьбу с турецкими поработителями.

    Т.Аман. Изгнание турок из Кэлугэрень, 1872
    Илл. 13: Изгнание турок из Кэлугэрень, 1872

    Стремясь как можно правдивее передать обстановку битвы, художник не только изучил исторические материалы, но совершил поездку в Кэлугэрень, запечатлев пейзаж этого исторического места.

    Аман изображает общую картину боя: на широкой равнине до самого горизонта — сражающиеся войска, на переднем плане — схватка кавалеристов. Еще отстреливаются на полном скаку турецкие конники, но они уже смяты, опрокинуты наступающими румынскими войсками. В стремительном беге коней, в резких движениях всадников, в беспокойных ритмах перекрещивающихся диагоналей — поднятых вверх знамен, стягов, оружия — подчеркнуто напряжение битвы.

    Однако, несмотря на все достоинства, эта картина не дает принципиально нового решения, достигнутого в румынской живописи Н. Григореску; по композиции и по коричневато-оливковому «музейному» общему тону она во многом напоминает давно известные в мировой живописи батальные сцены итальянских или французских художников XVII века.

    По сравнению с батальными композициями в ином плане — более углубленного раскрытия психологических характеристик героев - пытается решить Аман исторические композиции «Михай Храбрый принимает турецких послов с подарками султана», «Влад Цепеш и турецкие послы». В них он сосредоточивает внимание на обрисовке различных характеров, па столкновении враждебных сил. Старинное предание рассказывает о том, что грозный Цепеш приказал прибить гвоздями чалмы к головам турок за отказ обнажить перед ним головы.

    В картине Аман изобразил начало переговоров. Глубоко задумался Цепеш, сидящий на троне в окружении советников, возмущенный поведением дерзких послов; он как будто подыскивает им достойное наказание. А они, одетые в пышные атласные костюмы, стоят в отдалении, все еще пытаясь сохранить выражение независимого превосходства, но уже смятение и ужас можно прочесть на их лицах. Среди окружающих турецких послов воинов из свиты Цепеша Аман изобразил самого себя — крайняя фигура молодого чернобородого человека, стоящего слева. В его лице, осанке, позе выражено чувство собственного достоинства.

    Среди исторических деятелей прошлого особое внимание Амана привлекла личность одного из господарей Молдовы XVI века — Александру Лапушняну, энергичного борца за укрепление централизованного государства, павшего в жестокой борьбе с боярами. Трагической судьбе этого человека художник посвятил несколько композиций.

    Тесная связь исторической живописи Амана с современными ему событиями, происходившими в Румынии, позволяет нам сделать предположение об актуальности этой темы. Она находила отзвуки и конкретной исторической обстановке, сложившейся в Румынии к середине 60-х годов.

    Не имея возможности открыто перед лицом реакции высказать свои взгляды на совершившийся государственный переворот и гибель Александра Кузы, Аман выражает их иносказательно, в исторических композициях о Лапушняну.

    Известно, что приход к власти «чудовищной коалиции», реакционного боярского правительства во главе с Карлом Гогенцоллерном, был воспринят художником как национальное бедствие. Об этом мы читаем в его письмах к брату Александру (2),
    (2) Опубликованы в кн.: R.Bogdan, Theodor Aman. Bucuresti, 1955
    об этом свидетельствует и организованное им сопротивление постановлению нового правительства о закрытии румынских художественных школ Бухареста и Ясс. Естественны его переживания за судьбу друзей, занимавших видное место в правительстве Александра Кузы. Глубокие раздумья о трагической судьбе первого правителя объединенных румынских княжеств, о его гибели, вероятно, и приводят Амана к решению создать картину на тему борьбы сильной личности за укрепление централизованного государства и гибели этой личности, павшей жертвой интриг и предательства.

    Аман безусловно знал историческую повесть К. Негруци «Александру Лапушняну» (1840), однако он выбирает для акцентирования иные, чем Негруци, моменты. Писатель особое внимание уделил показу народного движения, народного гнева и возмущения жестокостью советника Лапушняну Моцока: Аман сосредоточил внимание на личной судьбе и гибели самого господаря. (Близкую Негруци трактовку дал художник Л.Балтазар в картине «Мы требуем голову Моцока», Музей искусств РНР.)

    В первой композиции Аман изобразил Лапушняну в зените славы, власти, в разгар успешно начатой им борьбы. Господарь показывает жене отрубленные головы крамольных бояр. (Картина была экспонирована на 2-й Выставке современных художников в мае 1868 года, она погибла при пожаре Пинакотеки в 1884 году и дошла до нас в гравюре.)

    Картина «Лапушняну показывает жене отрубленные головы крамольных бояр» была сразу же замечена публикой и критикой (3),
    (3) "Trompeta Carpatilor", 1868, 11 jun.
    причем уже в то время она подвергалась справедливому критическому анализу за непомерно большое внимание, которое художник уделил мелодраматическому моменту в характеристике жены Лапушняну — Роксаны, занимающей центральное место в композиции, а также за некоторые отступления от исторической правды.

    Аман выполнил также эскиз «Воины Лапушняну захватывают во время пира крамольных бояр» (Музей Амана), в котором с большой силой передал состояние общего замешательства и панику среди только что пировавших бояр. Однако картины по этому эскизу написано не было. Видимо, в эти годы личная судьба Лапушняну больше волновала художника. Спустя некоторое время он создает картину «Смерть Лапушняну (1872, Музей искусств РНР, илл. 12) (4) — одну из редких в творчестве Амана картин, в которой решается тема личной судьбы исторического деятеля.
    (4) За картины „Смерть Лапушняну" и „Изгнание турок из Кэлугэрень" на Выставке современных художников в 1872 году Аман был награжден медалью 1-го класса.
    Настигнутый в собственной спальне во время отдыха Лапушняну оказался жертвой предательства и вынужден был выбирать между ядом и кинжалом, чтобы покончить с жизнью.

    Теодор Аман. Смерть Лапушняну, 1872
    Илл. 12: Смерть Лапушняну, 1872

    Контрастом теме предательства звучит в творчестве Амана тема истинной дружбы и преданности, раскрытая в картине «Штефан Великий и его оруженосец Пуриче» (1875, Музей искусств РНР). О подвиге простого оруженосца, спасшего жизнь государя ценой собственной жизни в битве под Скея в 1475 году, вдохновенно писал Некульчи, один из выдающихся историков Румынии, работы которого были хорошо известны Аману. Среди сражающихся художник выделил в картине фигуры Штефана и защищающего его Пуриче.

    Несмотря на ряд недостатков — однообразие и локальность цветового решения, элементы статичности, однопланности характеристик,— исторические картины Амана 60-х годов все же представляют значительный интерес, так как раскрывают его творческую эволюцию, его общественно-политические взгляды и симпатии.

    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 1505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено