Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Воскресенье, 19.11.2017, 03:53
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 2.
    06.10.2012, 10:39
    М.Кузьмина
    Аман

    Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 2.

    Часть 1
    Часть 2:

    Поддерживаемый в своих стремлениях друзьями-революционерами эмигрантской группы, Аман обращается к изучению научных трудов и архивных материалов, связанных с историей родного края, и в первую очередь работ Н. Бэлчсску. (В Музее Амана хранится экземпляр «Исторического журнала Дакии», издававшегося Бэлческу, с пометками художника, который нашел в нем ряд тем и сюжетов для своих будущих композиций.) В Парижской Национальной библиотеке он делает зарисовки костюмов, оружия различных эпох, внимательно пересматривает иллюстрации старинных рукописей.

    Под впечатлением поэзии Д. Болинтиняну Аман создает композицию «Последняя ночь Михая Храброго» (1852, Музей искусств РНР, илл. 5). Она посвящена выдающемуся военачальнику, валашскому господарю Михаю Храброму, который в ожесточенных битвах с Турцией (1593—1601) стремился отстоять независимость княжества. С картины были заказаны литографии, распространявшиеся среди румынских патриотов.

    Т.Аман.Последняя ночь Михая храброго, 1852
    Илл.5: Последняя ночь Михая Храброго, 1852

    Картина «Последняя ночь Михая Храброго» носит ярко выраженный иллюстративный характер: вся сцена и пейзаж точно соответствуют описанию Болинтиняну. Ночью, при свете луны, на холме, с которого развертывается вид на палатки военного лагеря, на спокойную гладь реки, Михай Храбрый и его соратники поднимают кубки за успех предстоящего боя. Увлеченный романтической приподнятостью стихов Болинтиняну в сцене клятвы Михая Храброго и его воинов, художник дал внешнее решение события. Он больше заботится о передаче игры бликов лунного света на различных предметах, о нагромождении всевозможных деталей, чем о раскрытии характеров героев, сущности происходящего. Как и в первой патриотической картине, «Убийство Григория Гики III», проявляется недостаточность подготовки художника для решения сложной тематической композиции. Год спустя Аман снова возвратился к этой теме в картине «Михай Храбрый перед боем» (картина не сохранилась). К этому времени относится и первая батальная композиция «Битва под Олтеницей» (оригинал утрачен; эскиз и литография в Музее Амана), которая воспроизводит один  из эпизодов начавшейся в 1853 году Восточной (Крымской) войны. В этих работах он проявляет больше самостоятельности в трактовке темы.

    О возросшем мастерстве художника свидетельствуют иллюстрации к произведениям замечательного румынского писателя В. Александри. (1)
    (1). Рисунки были напечатаны в жури. „L'Illustration" за 1854 год.
    Особенно удачны рисунки к рассказу «Белое болото» (Музей искусств РНР, Кабинет эстампа), в которых тонко передан национальный колорит румынской деревни. Умело используя контрасты белого и черного, выразительные силуэты, Аман рисует типичную сцену деревенской жизни: притихшую ночную улицу, освещенную лунным светом, убогие домики и деревянную церковь.

    В иллюстрациях к произведениям Александра а также в акварели «Крестьянин с палкой в руке» (Бухарест, Музей революционной борьбы народов, РНР), выполненной примерно в это же время и являющейся, вероятно, также иллюстрацией к какому-то литературному произведению, Аман впервые обратился к крестьянской теме, которая впоследствии займет видное место в его творчестве.

    Ряд обстоятельств, связанных с материальными затруднениями, а также с переменами, происшедшими среди эмигрантской группы румынских революционеров, трагическая гибель некоторых его товарищей приводят Амана к решению предпринять путешествие на Восток. В 1854 году через Пирей и Смирну он отправляется в Константинополь.

    Красота природы Средиземноморья, своеобразный облик шумной живописной столицы Отоманской империи его поразили. Острым беглым штрихом, стремясь сохранить первоначальное впечатление представившейся ему картины яркого южного солнечного освещения, особенностей восточных строений, делает он свои зарисовки. Высокие стройные минареты, приземистые массивные мечети, разнообразные типы людей в национальных костюмах, верно схваченные, предстают перед нами в живых, свободно исполненных рисунках художника (например, «Джамия» — Музей в Крайове, и др.).

    В Константинополе Аман встретился с Барбу Исковеску. Предчувствуя близкий конец, пораженный смертельным недугом, Исковеску передал Аману свои картины и рисунки для возвращения их на родину. Свидание с другом было последней радостью больного Исковеску, остро переживавшего свое изгнание, разлуку с родными местами и близкими людьми, Через две недели после отъезда
    Амана из Константинополя, 24 октября 1854 года, Исковеску умер, Его смерть произвела глубокое
    впечатление на Амана, заставив почувствовать еще сильнее необходимость продолжать борьбу за те идеалы, которым отдал свою жизнь художник-революционер Барбу Исковеску.

    Из Константинополя Аман отправился в Крым, где в это время шла кровопролитная война между русскими и союзными турецкими, англо-французскими, сардинскими войсками, война, в которой героические русские солдаты и матросы показывали чудеса храбрости и отваги, ярчайшим примером чего была одиннадцатимесячная оборона Севастополя. Аману удалось побывать на самом театре военных действий. Он видел бесплодные усилия завоевателей, их громадные потери. Он познакомился с участниками боев, делал портретные зарисовки, наброски будущих композиций — «Битва под Севастополем», «Стрелки и зуавы под Севастополем» (1857), «Зуавы, идущие к окопам», «Битва под Альмой» (1855, Музей искусств РНР, выставлялись в 1855 году в Парижском Салоне).

    Несмотря на то, что художник являлся очевидцем происходящих боев, которые произвели на него сильнейшее впечатление, его батальные картины все же получились холодными и бесстрастными. С протокольной точностью воспроизведены в них те места, где разворачивались бои, тщательно выписаны фигурки многочисленных бойцов, придающие изображению суховатый, мелочный, даже наивный характер.

    Зимой 1855 года Аман побывал на родине, где написал несколько портретов; наиболее значительный из них — портрет матери (1855, Музей Крайовы). Деспина Аман представлена в парадном черном платье, белые перья украшают ее прическу; она сидит в несколько натянутой позе, серьезная, сосредоточенная. Темная красочная гамма и контрастность светотеневого решения этого портрета несколько напоминают «Автопортрет»  1853 года, столь понравившийся матери художника, вероятно, пожелавшей иметь свой портрет такого же типа.

    Получив на родине одобрение и материальную поддержку со стороны официальных кругов, Аман вернулся в Париж. В это время им создается картина «Вторая мастерская художника в годы учения» 1856, Музей  искусств РНР, илл. 4).

    Т.Аман. Вторая мастерская художника в годы учения, 1856
    Рис.4: Вторая мастерская художника в годы учения, 1856

    Мы видим Амана за работой в новой мастерской, которую он снял в гораздо более благоустроенном доме, чем раньше. Она значительно больше, чем первая, и обстановка богаче, претенциознее: мебель украшена резьбой, картины в массивных золоченых рамах, на стенах развешано старинное оружие. Это мастерская модного, преуспевающего художника. Сам он сидит за мольбертом, перед ним — молодая, привлекательная женщина в черном платье, портрет которой он пишет. В этой картине проявляются тенденции любования окружающими дорогими вещами.

    Много  холодности в изображении   богатого интерьера, где вещи, существующие сами по себе, отвлекают внимание зрителя от целостного образа произведения. Но сам художник и его модель написаны очень тонко, с большой теплотой, несут черты ярко выраженного портретного сходства.

    Эти тщательно исполненные портреты в интерьере предвосхищают позднейшие достижения Амана.

    ***

    Конец 50-х годом XIX века в румынских княжествах знаменуется новым подъемом народного движения. После заключения Парижского договора 1858 года в результате усилий русской дипломатии создаются условия, подающие новую надежду народам Валахии и Молдавии на объединение и национальную независимость. Все прогрессивные деятели, как внутри княжеств, так и находящиеся за пределами родины, с энтузиазмом включаются в борьбу за образование единого румынского государства. Аман становится активным участником всенародного движения. В эти годы он знакомится с философско-эстетическими взглядами Прудона и во многих высказываниях французского философа находит ответы на занимавшие его мысли и вопросы о значении искусства. Особенно близкими ему представляются высказывания Прудона о роли художника в обществе.

    В своем дневнике Аман записывает: «Художник, как и писатель, должен принадлежать своему времени, только при этом условии его произведения станут достойными потомков. Он должен принадлежать своей стране,—только таким образом он будет принадлежать человечеству». (2)
    (2): Цит по кн.: R.Bogdan, Theodor Aman, Bucuresti, 1955, p.31
    Полный решимости приносить пользу общенародному делу, Аман пишет ряд композиций, среди них: «Штефан Великий и его соратники выбирают место для сооружения монастыря Путна» (1856, Музей искусств РНР) и аллегорическое полотно «Объединение княжеств»   (1857, Музей искусств в Яссах), в котором Валахия и Молдавия представлены в виде двух сестер, подающих друг другу руки; здесь Аман перекликается с другим видным румынским художником, Георге Татареску (1818—1891), автором аллегорической картины «Пробуждение Румынии» (Бухарест, Музей Татареску).

    Но наиболее интересное произведение Амана этого времени — многофигурная композиция «Хоровод объединения в Крайове» (1857, Музей искусств РНР, илл. 8), посвященная чрезвычайному собранию Государственного совета Мунтении, на котором была принята резолюция об объединении и провозглашении автономии княжеств. Темой этого произведения послужило не историческое прошлое страны, но событие современности, свидетелем которого был художник. Он приезжал в эти дни на родину и потому с особой остротой и яркостью воспринял происходящее.

    Т.Аман. Хоровод объединения в Крайове, 1857
    Илл.8: Хоровод объединения в Крайове, 1858

    На этот раз Аман отказался от аллегорической формы и дал вполне реальную трактовку темы. В своем полотне художник стремился запечатлеть сцену такой, какой он видел ее: ночью, при свете факелов, жители Крайовы собрались у здания Государственного совета, они образовали большой хоровод и с музыкой встречали выходящих с заседания членов Совета. Среди ликующей толпы в левой части картины Аман изобразил самого себя вместе с семьей. Несмотря на небольшие масштабы фигур, художник сумел передать черты портретного
    сходства. Кроме себя и своих родственников он представил в толпе друзей и сограждан, принимавших участие в народном торжестве.

    Сохранились подготовительные рисунки к этой картине, некоторые, возможно, были сделаны с натуры — так живо и верно перелают они впечатление действительности. Художник искал композицию картины, движения танцующих, рисовал отдельные характерные фигуры. Его особенно занимало распределение освещенных и затененных масс. Лучшие из подготовительных работ убедительны в своей
    жизненности, динамичности, непосредственности. По сравнению с ними картина получилась более холодной, сухой по живописи; этому впечатлению способствует монотонное, однообразное цветовое решение, построенное на преобладании тусклых сине-серых и черно-коричневых тонов, кое-где обогащенных желтоватыми оттенками горящих факелов. И все же, когда картина была написана, она имела широкий отклик; в ней впервые в румынской живописи было запечатлено вполне достоверно явление современности большой важности, героем которого был народ.

    В 1858 году Аман возвратился из Парижа на родину и поселился в Бухаресте, развернув активную общественную и художественную деятельность. Это был канун важнейшего в истории румынских княжеств события — их объединения, подготовленного всем ходом исторического развития. Напуганные вновь широко охватившим страну революционным движением, правящие круги бояр и буржуазии пошли на сговор и проведение объединения княжеств «сверху» путем избрания и в Валахии и в Молдавии в 1859 году одного и того же господаря— Александра Кузы.

    Ободренный успехом картины «Хоровод объединения в Крайове», Аман попытался изобразить и это событие в картине «Вотум 24 января 1859г.» (1861, Музей Амана). Но если в первой из них он решал тему всенародного ликования полной динамики многофигурной композицией, то во второй изобразил торжественное заседание Палаты депутатов, представителей правящих партий и духовенства в зале заседания.

    По существу, художник поставил перед собой проблему создания большого группового портрета участников вотума, которую не смог решить до
    конца. Передав черты внешнего сходства, он не раскрыл сколько-нибудь ощутимо.их характеров, к тому же большинство персонажей статичны и неумело сгруппированы. Картина имеет известное документальное значение, однако в ней нет художественного обобщения.

    Спустя два года после объединения княжеств новое государство — Румыния, хотя и не получившее полной национальной независимости, было признано Турецкой империей.

    Обстановка, сложившаяся в Румынии в первые годы после ее образования, не принесла существенных изменений в жизни народа. Однако после происшедшего в 1864 году государственного переворота и реформ А. Кузы, в частности аграрной реформы, которая проводилась не без влияния аграрной реформы 1861 года в России, были открыты новые пути развития капиталистических отношений. Значительные сдвиги произошли и в области румынской культуры и народного образования; по всей стране возникали новые литературные общества и объединения, издавались новые газеты и журналы, основывались учебные заведения. 5 октября 1864 года Александром Кузой был подписан декрет об организации первой художественной школы в Бухаресте, ее директором был назначен Т. Аман - инициатор создания национального учебного художественного заведения, о котором он мечтал с юношеских лет.

    Еще в 1859 году Аман обратился к Иону Майореску, своему бывшему учителю, возглавлявшему школьное попечительство, с ходатайством об организации художественной школы. Через два года вместе с художником Г. Татареску, составившим проект основания такой школы, они возобновили это ходатайство. «Все общества, вступившие на путь реформ, понимали, что одной из главных основ морального роста является искусство и что оно совершенно необходимо для развития моральных свойств, для роста чувства патриотизма, величия и славы» (3) —писал Аман в обращении к парламенту в 1861 году, добиваясь разрешения на открытие художественных и скульптурных мастерских. Его предложение было рассмотрено и принято, и все же открытие школы задерживалось.
    (3): Цит по кн.: R.Bogdan, Theodor Aman, Bucuresti, 1955, p.37
    Свои идеи он пропагандировал в печати. В журнале «Карпаты» была опубликована статья Амана о значении и роли искусства в жизни народа. (4)
    (4): "Revista Carpatilor". An.I.I juil, 1860
    И вот наконец в 1864 году первая художественная школа в Румынии была открыта. Сбылась мечта многих поколений румынских художников. В речи при открытии школы Аман подчеркивает патриотическую, гражданственную роль искусства в обществе, как средства «передать потомству дела народа и его величие». (5)
    (5): Цит по кн.: R.Bogdan, Theodor Aman, Bucuresti, 1955, p.39
    С исключительной добросовестностью относился Аман к обязанностям директора и профессора школы; проявляя чуткую заботу и внимание к ученикам, он снискал всеобщую любовь и уважение.

    После государственного переворота 1866 года, в период, когда к власти пришла «чудовищная коалиция», возглавленная вступившим на румынский престол немецким принцем Карлом Гогенцоллерном, и среди других реакционных мероприятий было вынесено решение о закрытии художественной школы, Аман в течение восьми месяцев содержал ее на свой счет, выдавал стипендию неимущим студентам, убедив преподавателей работать без жалованья. Этот протест художников заставил правительство Карла Гогенцоллерна пересмотреть
    принятое решение.

    Более четверти века возглавлял Аман Школу изобразительных искусств в Бухаресте, выпустившую из своих стен многих талантливых румынских художников, среди которых можно назвать имена Иона Андрееску, Саввы Хенция, Штефана Лукьяна. Общественная деятельность Амана не ограничивалась стенами школы. По его инициативе в Бухаресте были основаны Пинакотека — первая коллекция произведений искусства, а в 1873 году — Общество любителей искусств, которое ставило своей задачей не только популяризацию национального искусства, но и установление культурных связей с зарубежными художниками. Так в трудных условиях, создавшихся при реакционном правительстве,
    «чудовищной коалиции», Аман развивал общественную деятельность, способствуя сплочению национальных художественных сил, укреплению румынской школы живописи.

    Часть 3
    Часть 4
    Часть 5
    Часть 6
    Часть 7
    Часть 8

    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat
    Просмотров: 1376 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено