Друзья сайта




  • Форма входа

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Четверг, 19.10.2017, 06:31
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Художники и картины » Книги о художниках

    М.Кузьмина. Аман. Издательство "Искусство" - 1962 год, 62с., илл. Часть 1.
    05.10.2012, 13:22
     Теодор АманАМАН

    М.Кузьмина

    ИЗДАТЕЛЬСТВО „ИСКУССТВО" МОСКВА 1962


    Часть 1:

    Теодор Аман — выдающийся румынский художник, общественный деятель и педагог второй половины XIX века, один из основоположников румынского искусства классической поры его развития. Аман был активным участником борьбы за национальную независимость своей родины.

    Его художественная деятельность неразрывно связана с деятельностью общественной.  На протяжении почти всей своей жизни он писал картины на исторические темы, являясь одним из основателей исторического жанра в румынской живописи второй половины XIX века. Его картины способствовали пробуждению национального самосознания народа, звали на борьбу с турецкими поработителями. Обращаясь к наиболее важным периодам истории румынских княжеств, к образам исторических деятелей, успешно отстаивавших национальную независимость, художник тем самым как бы призывал своих современников следовать героическим примерам, вносил свой вклад в дело общенародной борьбы за освобождение родины.Круг интересов Амана очень широк. Он был не только мастером исторической живописи, он писал портреты, натюрморты, пейзажи; значительное место в его художественном наследии занимают бытовой жанр и темы крестьянской жизни. Большое внимание уделял Аман работе над гравюрами, являясь самым видным румынским гравером второй половины XIX века.Художественная и общественно-педагогическая деятельность Амана как организатора, профессора и первого директора Школы изобразительных Искусств в Бухаресте, основателя Общества любителей искусств и устроителя первых художественных выставок в Румынии определила его место главы школы румынской живописи в 60—80-е годы XIX века». (1)
    (1): Исследованию творчества Амана посвящены работы румынских искусствоведов Г. Опреску, И. Жиану; наиболее полная монография с опубликованием перечня работ и большого числа архивных документов об Амане принадлежит Р. Богдан.

    ***
    Жизненный путь Амана начинается в бурную, напряженную для развития разрозненных румынских княжеств Валахии и Молдавии эпоху. Вступившие на путь капиталистического развития, но все еще находящиеся под игом дряхлеющей феодальной Османской империи Придунайские княжества поднимаются па борьбу за национальную свободу и независимость. Двойной гнет чужеземных
    и местных эксплуататоров доводит до самого бедственного положения румынский народ, который собирает силы, чтобы сбросить позорное ярмо поработителей.

    Первым толчком к широкому общенародному выступлению против иноземных захватчиков в XIX веке послужили развернувшиеся почти одновременно в 1821 году восстание, возглавленное Тудором Владнмпрсску, в Валахии и восстание Гетерии в Молдавии. Особое значение имело восстание крестьян и горожан под руководством Владимиреску. Оно носило не только национально-освободительный, но и социальный характер. Жестоко подавленные восстания оставили глубокий след в памяти народа. Еще большей широты и силы достигает народное движение к середине века. Кульминацией развернувшемся борьбы явились революционные движения в Молдавии и Трансильвании и революция 1848 года в Валахии.

    Между этими важнейшими в истории румынских княжеств событиями 20 марта 1831 года в городе Кымпулунге в культурной буржуазной семье
    родился Теодор Аман.

    Вскоре после его рождения семья переехала в Крайову, торговый центр Валахии, который стал одним из очагов революции 1848 года. Аман рано потерял отца и воспитывался матерью — энергичной, решительной женщиной. Она мечтала о карьере коммерсанта для сына и сначала резко возражала против его увлечения такими «несерьезными занятиями», как живопись и лепка. Однако все ее возражения разбивались о непреклонное стремление мальчика к искусству.

    До наших дней дошла акварель, выполненная двенадцатилетним Аманом: «Бабушка на смертном одре» (1843, Бухарест, Музей Амана). Еще очень наивно, но с большой проникновенностью запечатлел он поразившую его печальную сцену: просторную комнату с портретом в траурной рамке на стене, высокие свечи, окружающие смертное ложе, и умершую бабушку, покрытую покрывалом. Тщательно изображена каждая деталь; в лице умершей переданы черты портретного сходства.

    Значительное воздействие на формирование художественных вкусов и воззрений Амана оказали его первые учителя по школе — историк Ион Майореску и особенно художник Константин Лекка, люди прогрессивных взглядов, активные участники революционных событий 1848 года.

    Трансильванец по происхождению, человек хорошо образованный, Лекка (1807-1887) был одним из зачинателей исторического жанра в румынской живописи. Его исторические картины «Смерть Михая Храброго» (1845, Музей искусств РНР), «Встреча Богдана Смелого и Раду Красивого» (1857, Музей искусств РНР), несмотря на примитивность формы, сыграли свою прогрессивную роль, напоминая о временах былой славы, показывая примеры героического сопротивления румын иноземным захватчикам. Лекка привил своему ученику любовь к национальной истории, к исторической живописи и, главное, прогрессивные взгляды на общественную миссию художника; у него же Аман получил необходимые основы художественного образования.

    Для продолжения образования Аман отправился в Бухарест, где поступил в гимназию св. Саввы. Учителем рисования здесь был Карол Вальштейн.

    Революционные события застали Амана в Крайове, он активно включается в политическую борьбу, вступает в члены революционного клуба Крайовы. О его настроениях говорит акварель «Освобождение цыган», написанная в это время в связи с только что вышедшим указом (Музей искусств РНР, Кабинет эстампа). Аман выражает свои симпатии обездоленным, но свободолюбивым цыганам, которые изображены благодарящими горожан.

    Революция 1848 года явилась важнейшим этапом в истории румынских княжеств XIX века. В Валахии она развернулась с особой силой; среди ее вождей был замечательный румынский революционер-демократ Николае Бэлческу. Революция пробудила исключительную активность народа, из среды которого выдвинулись Анна Ипатэску, Екатерина Варга и ряд других героев, чьи имена стали легендарными.

    После разгрома революции многие ее вожди, в том числе и Бэлческу, были вынуждены эмигрировать за пределы родины, последние годы жизни провести в изгнании. Оставшиеся в родных местах подвергались жестоким преследованиям; вынуждены были уехать из Крайовы Майореску и Лекка.

    Революция 1848 года оказала сильное воздействие на формирование общественных взглядов Амана. Положение и связи матери помогли ему избежать преследований. Он остается дома, ведет замкнутый образ жизни, усиленно занимается живописью. В это время он впервые обращается к портретному жанру, пишет акварелью портрет матери — Деспины Аман (1848, Музей Крайовы), а также свою первую работу маслом — «Портрет пожилой женщины» (1849, Музей Амана).

    Тщательной детализацией, излишней мелочностью, сухостью и жесткостью исполнения первый портрет Амана маслом напоминает портреты его
    учителя Лекка. (2)

    (2). Сравнительный анализ ранних портретов Амана и Лекка дается в статье G. Oprescu, I. Frunzetti, М. Popescu, Т. Aman portretist, In cadrul Institului de Istoria Artei al Academiei RPR" Bucuresti, 1951.
    В гораздо более живой и острой манере выполнен карандашный портрет молодого человека (1849, Музей Амана), возможно, автопортрет художника — привлекательного темноволосого юноши с высоким лбом и умным взглядом. В этом образе румынского интеллигента находит яркое воплощение дух эпохи революционного подъема и утверждения ценности человеческой личности. По выраженному в нем состоянию собранности, готовности к действию портрет близок работам старших современников Амана, румынских художников-революционеров Б. Исковеску, К. Д, Розенталя, И. Негулича, которые заложили основы реалистической портретной живописи в Румынии.

    В то же время Аман пробует силы в области исторической композиции. По примеру Лекка он обращается к сюжетам национальной истории и пишет картину «Убийство Георгия Гики III» (Бухарест, Музей Симу), первую из многочисленных картин, раскрывающих историю борьбы румын с турками — тему, ставшую одной из ведущих в искусстве Амана на протяжении почти всего его творческого пути. Подобные произведения находили живой отклик в среде прогрессивной румынской общественности.

    Картина «Убийство Григория Гики III», в которой изображено предательское убийство одного из румынских патриотов, свидетельствует о настроениях художника, тяжело переживающего поражение революции, изгнание друзей; в ней ясно звучит призыв к отмщению турецким поработителям.

    Увлекшись, однако, стремлением передать обостренно-драматический характер сцены, Аман пришел к несколько внешнему решению, рассчитанному на эффект кровавого зрелища. Здесь выявились и все слабости его художественною образования: недостаточное владение рисунком, незнание законов линейной и воздушной перспективы.

    В это время специализированных художественных заведений в Валахии не было; более того, наиболее талантливые румынские художники, получившие образование за границей и выступившие к середине XIX века как основоположники реалистической школы румынской живописи, были связаны с революционными кругами и находились за границей, в эмиграции. Лишь немногие одиночки, главным образом художники-иностранцы, продолжали работать в княжествах, в основном в области портретной живописи. Новых учителей на родине не было. Аман принимает решение ехать учиться во Францию.

    В 1850 году Аман выехал в Париж — место убежища многих румынских революционеров-эмигрантов, группировавшихся вокруг вождя революции 1848 года в Валахии Николае Бэлческу.

    В Париже Аман начал брать уроки у мастеров официального академического направления, сначала у М. Дроллинга Младшего, затем у Э. Пико. (3)
    (3) Оба эти художника были учениками главы классицистического направления Ж.-Л. Давида.

    Одновременно он изучал в Лувре произведения мастеров прошлого, особенно его привлекали фламандские и итальянские художники XVII века. Аман входит в круг художественной жизни Парижа, бывает на выставках современных мастеров, увлекается то бурной динамикой исторических полотен художников романтической школы, то мощной пластикой картин Г. Курбе, но более всего тщательностью и завершенностью батальных и исторических композиций модных законодателей парижских салонов — П. Делароша и О. Верне.

    Аман устанавливает тесный контакт со своими соотечественниками; первые годы пребывания его в Париже ознаменованы дружбой с выдающимся румынским художником-революционером Барбу Исковеску, вместе с которым Аман учился в мастерской Дроллинга. Увлеченные патриотическими идеями, они делали зарисовки румынских господарей со старых гравюр, хранящихся в Национальной библиотеке. Эта дружба продолжалась и после отъезда Исковеску из Парижа, вплоть, до самой смерти последнего.

    Аман сближается и с другими деятелями революции 1848 года, с поэтами и писателями Д. Болинтиняну, Ч. Болиаком и с Н.Бэлческу. Широта интересов Амана, его творческие искания сказываются в первых же работах, которые отличаются разнообразием по характеру и манере исполнения. Интересно отметить, что и в дальнейшем эта многопланность произведений Амана составляет отличительную особенность его творчества.

    Скромны и реалистичны небольшие по размеру выполненные с натуры живописные работы. Среди них — «Пейзаж на юге Франции» (1851, Музей искусств РНР), написанный, видимо, в одном из южных городков, куда Аман ездил отдыхать, а также интерьер "Первое ателье художника в годы учения» (1852, Музей искусств РНР, илл. 1), где проявилось пристрастие художника к любовному и тщательному изображению предметов.

    Т.Аман. Первое ателье художника в годы учения, 1852
    Илл.1: Первое ателье художника в годы учения, 1852

    В мастерской, стены которой увешаны картинами, этюдами, репродукциями, сидит за мольбертом художник. Рядом с ним прямо на полу расположилась маленькая кудрявая девочка, рассматривающая картинки. Оба погружены в свои занятия, и эта их увлеченность и вся обстановка уютной, обжитой мастерской создают настроение умиротворенности и тишины. Композиция интерьера, расположение небольших комнат с низкими потолками — мастерской и скромной спальни, часть которой видна в открытую дверь,— подчеркивают интимный, камерный характер изображенной сцены.

    И совсем ином манере выполнил Аман «Автопортрет» (1863, Музеи искусств РНР, илл. 3) — первую капитальную работу, утвердившую его творческую зрелость и давшую возможность румынскому художнику выступить наряду с признанными мастерами французской живописи в Парижском Салоне.

    Т.Аман. Автопортрет, 1853
    Илл.3: Автопортрет, 1853

    Отказавшись от детализации и элементов обыденности, Аман стремился к созданию образа значительного и даже несколько героизированного. Он дает поколенное изображение в трехчетвертном повороте на темном фоне, с которым почти сливаются волнистые темные волосы и темная бархатная куртка. Тем контрастнее выделяется в таком окружении бледное лицо художника, дышащее энергией, уверенностью. Привлекает внимание пристальный взгляд умных зорких глаз. Спокойный жест руки подчеркивает волевой, целеустремленный характер. Нотку официальности и строгости вносят подтянутость позы, высокий белый воротничок рубашки, оттененный черным бантом. В широкой манере исполнения, в контрастности светотеневого и цветового решения «Автопортрета» можно усмотреть известное сходство с портретами Г. Курбе, и в то же время в нем есть некоторый налет приглаженности и самолюбования, той репрезентативности, которые несколько сближают его с произведениями типичных мастеров французских салонов.

    Характерно, что, едва уловимые здесь, эти черты гораздо резче выступают в более поздних парадних портретах, которые художник впоследствии, уже на родине, писал в большом количестве.

    Прекрасно нарисованный, выдержанный в темной, холодной красочной гамме «Автопортрет» был высоко оценен художественной критикой Парижа. С гордостью писал об этом Аман в письме к Б. Исковеску, подробно описывая и свои волнения новичка, который впервые отдал на суд взыскательного жюри работу, и радость по поводу ее включения в экспозицию Салона и успеха в кругу собратьев и критики: «Жюри было суровым и отвергло 2000 полотен, я был удивлен тем, что мой «Автопортрет» прошел... Среди художников я пользовался большим успехом». (4)
    (4): Цит по кн.: R.Bogdan, Theodor Aman, Bucuresti, 1955, p.26

    «Автопортрет» был замечен публикой, его приобрел один из крупных румынских меценатов, проживавший в это время в Париже.

    Первым успех, однако, не вскружил голову молодому художнику. Аман продолжает усиленно работать: выполняет рисунки для журналов, иллюстрирует произведения своих друзей — румынских писателей, делает небольшие погрудные портреты поэта Георга Крецяну (1853, частное собрание), писателя, археолога и публициста Чезара Болиака (1854, Музей искусств РНР), написанные в традиции румынских портретистов 40-х годов. Строго и правдиво запечатлевает Аман черты близких ему людей. Задумчиво-мечтательно выражение лица молодого темноволосого Крецяну; внимательно глядит на нас сквозь стекла очков Полиак. Манера исполнения обоих портретов несколько суховатая, краски темные. Но глубокий интеллект, суровая озабоченность, моральная сила и убежденность, переданные в образах этих людей, заставляют нас пристально всматриваться в их изображения.

    Художник сумел выразить чувства глубокого уважения и любви, которые он питал к этим людям, чьи поэмы и прозаические сочинения подчас вдохновляли его на создание живописных работ.

    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4
    Часть 5
    Часть 6
    Часть 7
    Часть 8

    Категория: Книги о художниках | Добавил: publikat | Теги: румынский художник, Теодор Аман
    Просмотров: 2261 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено