Друзья сайта




  • Форма входа

    Категории раздела

    Наглядные пособия [5]

    Корзина

    Ваша корзина пуста

    Поиск

    Наш опрос

    Мы рады видеть Вас на сайте ALARTIST.RU Для нас очень важно знать кто Вы!

    Всего ответов: 18

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0








    Воскресенье, 19.11.2017, 03:51
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    ГАЛЕРЕЯ ALARTIST
    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
    Библиотека художника


    Главная » Файлы » Мастерская » Наглядные пособия

    Изготовление наглядных пособий по рисованию. Издательство "Известий". М, 1954, 40с. Часть 5. Формовка и отливка.
    26.11.2011, 10:21
    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
    ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО  РИСОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ
    УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

    Москва   1954
     
    Книга «Изготовление наглядных пособий по рисованию» составлена Г.А.Хохловым и подготовлена к печати Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР под редакцией Н.И.Лошакова.
     
    Часть 1. Бабочки и другие насекомые
    Часть 2-3. Цветы и листья. Окантовка под стекло
    Часть 4. Набивка чучел птиц
    Часть 5. Формовка и отливка:


    Формовка и отливкаV. ФОРМОВКА И ОТЛИВКА

    Предмет, с которого делается форма, называется моделью или оригиналом.

    Сущность отливки форм с какой-либо модели заключается в следующем.

    Если на поверхность, имеющую определённый рельеф, налить смешанный с водой гипс, то вся поверхность рельефа будет покрыта жидким гипсом — поверхность гипса совместится с поверхностью рельефа. После определённого времени гипс затвердевает. Эта затвердевшая масса и называется гипсовой формой (рис. 25).

    Как видно из рисунка, каждому выступу на рельефе соответствует впадина на форме, и, наоборот, впадине на рельефе — выступ на форме. Каждая форма должна отделяться от своей модели.

    Рассмотрим случаи, когда форма может легко отделяться и когда возникают некоторые затруднения в зависимости от сложности рельефа модели.

    При рельефе модели, изображённом на первом и втором рисунках, форма легко отделяется в направлении, указанном стрелкой (рис. 26).

    При других рельефах, как видно на следующих рисунках, форма должна делаться составной, а отделение от модели можно произвести только в направлениях, указанных стрелками (рис.27).

    Первые два рельефа называются простыми, а остальные — сложными.

    Шар и яйцо, а также подобные им по форме тела относятся к сложным.

    В каждом отдельном случае при снятии формы с какой-либо модели необходимо тщательно просмотреть весь рельеф и только после этого решить, к какой группе отнести данную модель, т. е. делать ли форму сплошную или состоящую из двух и более частей.

    Материалы и инструменты

    Переходя к рассмотрению методов формовки, нужно упомянуть о свойствах гипса, способах замешивания его и самых необходимых инструментах.

    Гипс, который употребляют при формовке, бывает тонкомолотый и грубомолотый.

    Тонкомолотый гипс имеет белый цвет, быстро соединяется с водой и твердеет. Употребляется главным образом для первого полива модели.

    Грубомолотый гипс чаще серого цвета, твердеет медленнее, применяется при вторичном поливе и формовке раковин. Соединяясь с водой, гипс твердеет, увеличивая свой объём на 1 %, и нагревается до +30°С.

    При замешивании нужно брать 10 частей гипса и 7 частей воды. Излишек воды вредно влияет на качество затвердевшего гипса, делая его рыхлым и пористым.

    Вода должна быть чистой, без примесей, комнатной температуры, так как горячая ускоряет, а холодная удлиняет процесс текучести (переход от жидкого состояния к сгущению).

    Если нужно ускорить затвердевание гипса, то в воде растворяют поваренную соль (чайная ложка соли на 250 г воды) а, наоборот, для замедления замешивают на слабом клеевом растворе.

    Гипс обыкновенно замешивается в небольших резиновых чашках, которые очень удобны тем, что легко очищаются от затвердевшей массы. Налив воды в резиновую чашку, насыпают в неё гипс и размешивают лопаткой.

    Чтобы гипс после заливки легко отделялся от поверхности модели или формы, её покрывают жировым веществом (хорошо высушенную поверхность модели и формы пропитывают олифой).

    На другой день, когда олифа высохнет, поверхность модели или формы покрывают тонким слоем спиртового лака. Кисть, которой наносят лак, должна быть упругой, сделанной из короткой щетины. Затем слой лака смазывают жировым веществом. Лучшим жировым веществом по качеству принято считать смесь из керосина (180 г) и стеарина (250 г).

    Эта смесь приготовляется так: расплавляют на водяной бане парафин и вливают в него керосин и гарное масло. Смесь хорошо перемешивают.
    В некоторых случаях применяется вазелин, олифа, растительные и минеральные масла.

    Для замешивания и накладывания гипса при формовке и отливке необходимы следующие инструменты: 1) лопатка, 2) столовая ложка, 3) режущие инструменты (нож с толстым обухом, кухонный нож и нож перочинный или скальпель), 4) стамеска, 5) кисть упругая (щетинная), 6) кисть мягкая (барсуковая).

    Формовка моделей

    Снимая форму с модели, сделанной из твёрдого материала (гипса, камня, дерева и т. п.), внимательно просматриваем рельеф и решаем: к какой группе он подходит, к простой или сложной?

    Формовка моделейЕсли модель по своему рельефу относится к группе простых, то нужно положить её на доску, укрепить по сторонам деревянные или из другого материала бортики, высота которых была бы больше на 20—30 мм самой высокой части рельефа. Затем замешать необходимое количество гипса и вылить на модель, смазанную жировым веществом. Не дав затвердеть гипсу, линейкой или деревянной планкой выровнять поверхность гипсовой массы и дать ей постоять некоторое время, необходимое для затвердевания.

    После этого нужно убрать бортики и между моделью и формой ввести в нескольких местах нож с утолщённым обухом и, взяв форму за края, поднять её вертикально, чтобы не повредить края модели.

    Этим оканчивается процесс снятия формы с модели, имеющей простой рельеф.

    Если рельеф модели относится к группе сложных, т. е. в некоторых местах имеются выступы или углубления, подобные указанным на рисунке 28, то необходимо после внимательного просмотра отметить эти места карандашом и отформовать их отдельно. Эти отливки называются кусками и формуются следующим образом.

    На место, отмеченное карандашом, ставится заготовленный из полоски бумаги бортик соответствующей высоты, который до краёв заполняется гипсом. После затвердения «кусок» снимается с модели и обрабатывается.
    Края и верхнюю поверхность «куска» необходимо обработать ножом так, чтобы внешним видом они соответствовали простому рельефу. После смазки жировым веществом «кусок» ставится на соответствующее место модели (рис. 29).

    На рисунке разобраны некоторые случаи отдельной формовки и обработки кусков.
     
    Когда эти куски будут смазаны жировым веществом и поставлены на свои места, модель можно обкладывать бортиками и заливать гипсом.

    После затвердения гипса от модели отделяется сначала общая форма, или раковина, а затем отдельные куски, которые должны вкладываться в соответствующие места раковины.

    Так происходит изготовление формы с моделей, расположенных на какой-либо плоскости (орнамент, розетка, пальметка и т. п.).

    Формовка шараМодели, имеющие форму шара, куба, цилиндра, пирамиды, конуса и призмы, формуются несколько иначе.

    Шар. Ввиду того, что очень трудно разделить шар на абсолютно равные две части (так как только в этом случае можно снять форму с модели), принято форму делать из трёх частей, скреплённых между собой круглыми или плоскими замками.

    Для заливки гипса в одной из частей формы делается отверстие (рис. 30).



    Формовка кубаКуб. Заливается гипсом верхняя и нижняя части куба и обрабатываются ножом, как показано на рисунке. После затвердения гипса куб ставится на ребро, и формуются две стороны одного угла, высверливаются концом ножа на срезе ямки (круглые замки) и смазываются.

    Затем формуются остальные стороны противоположного угла.

    Таким образом, форма куба состоит из четырёх частей, скреплённых замками, в одном из которых сделано отверстие для заливки гипса (рис. 31).


     
    Формовка цилиндраФормовка конусаЦилиндр. Форму цилиндра по той же причине, как и форму шара, нельзя делать из двух частей. Как изготовляется форма для цилиндра, показано на рисунке 32.
     
    Конус. Форма для отливки конуса состоит из четырёх частей: одна часть для основания и три для его поверхности (рис. 33).

    Пирамида. Точно так же, как и при формовке куба, сначала заливается гипсом основание пирамиды. Вся форма состоит из трёх частей.

    Если имеется круглая скульптурная (статуэтка или бюст) модель из воска, пластилина или глины, то для размножения нужно сделать гипсовую копию и уже с неё изготовить форму. Для первой гипсовой копии делается черновая форма следующим образом.

    В модель вдавливают тонкие пластинки (жесть, пластмасса), разделяя её поверхность в зависимости от сложности рельефа на две или более частей, которые заливают гипсом двумя слоями (рис. 34).
     
    Формовка статуэткиДля первого слоя замешивают необходимое количество гипса на окрашенной воде. При окраске применяют охру или мумию из расчёта 5 г краски на 1 л воды. Увеличение количества краски вредно отразится на гипсе, размягчит его и затруднит при «расколотке» отделение от отлива.

    На одну из частей модели ложкой наливают окрашенный гипс слоем до 3 мм толщины. Дав гипсу немного загустеть, наливают на него второй слой толщиной до 30—40 см. Второй слой делается из груботёртого неокрашенного гипса, так как его назначение укрепить тонкий первый слой. После затвердения двух слоев приступают к заливке других частей модели таким же способом, т. е. сначала наливают цветной тонкий слой, потом толстый неокрашенный (рис. 35).

    Окрашивается первый слой для того, чтобы при «расколотке» формы была ясно видна белая поверхность отлива. Когда гипс затвердеет, более плоскую половину формы снимают с модели, а из другой половины модель выбирают кусочками. Гипсовую форму смазывают жиром или маслом, заполняют жидким гипсом, и через некоторое время форма осторожно раскалывается тупой стамеской и деревянным молотком, освобождая гипсовую копию. С полученной таким образом копии снимается новая клеевая или гипсовая форма, уже пригодная для размножения.

    Для формовки руки из рисовальной бумаги делается соответствующего размера футляр, скреплённый в углах обыкновенными канцелярскими скрепками.
     
    В него наливается гипс, замешенный на тёплой воде. Рука, смазанная вазелином, ладонью вниз погружается в раствор настолько, чтобы она легко вынималась из затвердевшего гипса.

    Когда гипс затвердеет, на нём делаются круглые замки, и вся поверхность его смазывается жиром.

    Чтобы не было воздушных пузырьков, наливают сначала тонкий слой гипса на верхнюю часть руки, а затем заполняют гипсом весь футляр до верха. Через 10 минут можно снять верхнюю часть формы и вынуть руку.

    Отлив можно делать из гипса, папье-маше и клеево-глицериновой массы.

    Изготовление формы плодов и овощей. Прежде чем приступить к формовке плодов или овощей, необходимо внимательно осмотреть их поверхность, нет ли на ней выступов или углублений, которые затруднят выход модели из формы, и решить — из двух или трёх частей делать форму и где должны проходить их границы. Эти границы нужно наметить карандашом или краской на самой модели.

    В зависимости от размеров модели делается бумажный футляр (коробка) и заливается гипсом. В гипс опускают модель (смазка жировым веществом овощей и плодов не обязательна) с таким расчётом, чтобы одна из намеченных частей формы вся покрылась гипсом. Когда гипс затвердеет, края куска обрабатывают ножом по намеченной линии на модели, делают замки и обильно покрывают смазкой. Если форма состоит из двух частей, то заливают вторую часть модели. Когда форма состоит из трёх частей, каждую часть отливают и обрабатывают отдельно.

    Если отлив будет гипсовый, форму нужно обработать (высушить, проолифить, пролакировать и смазать). Если форма предназначена для муляжа, то она должна быть влажной, так как воск и парафин не пристают к мокрой поверхности гипса.

    Изготовление муляжей. Для заливки формы гипсом, воском или парафином в ней делаются отверстия. Если нужно сделать муляж лёгким, способ заполнения формы воском или парафином несколько изменяют.

    Берут большую половину формы (если она состоит из двух кусков) и проделывают в ней небольшой желобок, в который вставляют спичку. Затем форму заливают до краёв расплавленным воском или парафином и закрывают второй частью формы. Перевернув форму в руках несколько раз в продолжение 1—2 минут, можно для охлаждения погрузить её в холодную воду или обливать водой из-под крана. После этого спичку вынимают из желобка и вместо неё вставляют трубочку (стеклянную, металлическую или соломенную). Через трубочку вдувают воздух, чтобы не было впадин на отливе. Если трубку вставлять неаккуратно, задевая за стенки отлива, она может закупориться парафином или воском.

    В этом случае конец трубки опускают в посуду с горячей водой и продувают. После этого снимают одну из частей формы и вынимают отлив.

    Бывают случаи, когда отлив, ввиду гладкой поверхности, трудно вынуть рукой из открытой формы. Тогда форму с отливом опускают в воду и отлив сам, отделившись от формы, всплывает, если формовка была сделана правильно.

    Окраска муляжей. Окрашивают отлив масляными красками, жидко разбавленными скипидаром. Кисти должны быть из мягкого волоса (белки или хорька).

    Подцвечивать парафин или воск порошком краски перед отливкой не следует, так как теряется прозрачность поверхности.

    Окраску лучше делать в несколько приёмов, по уже высохшему первому слою, передавая возможно точнее цвет и фактуру оригинала.

    Окрашенный отлив можно отлакировать, придавая ему глянцевую поверхность, или опустить на мгновение в расплавленный парафин.

    При отливке овощей и плодов рекомендуется употреблять вместо воска и парафина глицерино-желатиновую массу. Эту массу легко подцветить акварелью, цветной тушью или анилином. Для окончательной отделки отлива можно применять любые краски и лаки.

    Прочность, простота отливки и раскраски муляжей из глицерино-желатиновой массы неоспоримы.

    В тех случаях, когда от гипсовой формы или модели отломались небольшие куски, их можно приклеить следующим способом. Места излома смазываются олифой. Затем наливают в открытую посуду спиртовый лак и дают ему загустеть. Смазав загустевшим лаком изломы, прижимают их друг к другу, выступивший при этом лак снимают с поверхности ножом, не дав ему засохнуть.

    Клеевая форма

    Клеевые формы делаются только с твёрдых моделей.

    Преимущества клеевой формы следующие.

    Благодаря большой эластичности застывшего клея клеевая форма может выниматься из углублений, имеющих нижний поперечный разрез больше верхнего, а поэтому вся форма почти всегда состоит из двух частей и даёт один шов на отливе. Она передаёт тончайшие детали модели и проста в изготовлении, не требуя больших навыков.

    Клеевая форма приготовляется из столярного клея или технического желатина.

    Сухой размельчённый клей кладут в банку с водой комнатной температуры на 10—15 минут, после чего банку помещают в другую, большего размера, в которую наливают воду до половины (рис. 36).

    Поставив банку на огонь, расплавляют клей, тщательно перемешивая его. Когда клей расплавится, дают ему остынуть до 60—70° С и тогда уже выливают через отверстие в кожух, хорошо покрытый смазкой.

    Водяная баняСнимать клеевую форму с модели следует после того, как клей застынет. В зависимости от температуры помещения процесс застывания может продолжаться от 1 до 8 часов. Снятая форма для задубления верхнего слоя промывается раствором алюминиево-калиевых квасцов (65—70 г на 1 л воды) и после 1—1,5 часа становится годной для заливки гипсом. Срок службы клеевой формы не более 3—4 дней, так как, высыхая, клей сильно деформируется. После окончания отливок форму необходимо разрезать на куски и высушить, чтобы предохранить клей от загнивания. С простых и сложных рельефов, а также рельефов, имеющих небольшие впадины, отливка производится без кожуха.

    При изготовлении клеевой формы модель обкладывается барьерчиком, высота которого более высоты модели на 10—18 мм.. Смазанная модель заливается расплавленным клеем, поверхность которого выравнивается линейкой. Когда клей остынет, барьерчик убирается, и форма кладётся внешней стороной на ровную поверхность. Промыв форму квасцами и смазав её, можно приступить к отливкам.

    При снятии формы с круглой скульптуры (статуэтки) модель обкладывается слоем глины, затем делается гипсовый кожух из двух половин. После затвердения гипса кожух раскрывается, модель освобождается от глины и покрывается смазкой. Затем модель снова закрывают кожухом, связывают его верёвкой и в образовавшееся пространство между кожухом и моделью через проделанные отверстия наливают плавленный клей (рис. 37 и 38).

    Клеевая формаКлеевая формаКогда клей застынет, кожух раскрывается, а клеевая форма разрезается на две части с таким расчётом, чтобы разрез клеевой формы совпадал с разрезами кожуха.
    После этого клеевая форма смазывается, связывается кожух и вновь заполняется гипсом (рис. 39).

    Так получается гипсовый отлив.

    Клеевая глицериновая форма. Большое преимущество клеевой глицериновой формы в том, что она не высыхает, не боится перемены температуры, обладает большой пластичностью, не прилипает к модели, не загнивает и легко переплавляется. При изготовлении клеевой глицериновой массы клей также размачивается в воде, затем плавится на водяной бане (рис. 36). Во время плавления на 1 кг сухого клея добавляется 300 г воды и 500 г глицерина.
     
    Необходимо дать остыть массе до 70° и затем вылить её в кожух или на модель. Если будет необходимость в переплавке формы, то нужно добавлять каждый раз небольшое количество воды, взамен испаряющейся при нагревании массы.

    Часть 6. Папье-маше

    Категория: Наглядные пособия | Добавил: publikat | Теги: формовка, Наглядное пособие, рисование, изготовление, отливка
    Просмотров: 3120 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Галерея ALARTIST © 2017 Копирование материалов данного сайта без согласия автора запрещено